Сервисы совместного потребления как новая система отношений бизнеса и клиентов

Технический прогресс идет вперед. Теперь, чтобы заказать такси, не нужно свистеть или размахивать руками на тротуаре. Достаточно открыть смартфон и указать адрес или точку на карте, куда подъедет машина. А за услуги мы все чаще расплачиваемся банковскими картами – наличные деньги уходят на второй план. Влияет прогресс и на отношения. Сервисы совместного потребления набирают популярность семимильными шагами.

Интернет-доверие: выгодно и удобно

Руководитель BlaBlaCar в России и на Украине Алексей Лазоренко считает, что раньше люди не могли менять принципы, по которым формируется «доверие». Для нас было важно провести с незнакомцем какое-то время, чтобы понять, можем ли мы ему довериться. Сюда же относится и территориальная близость, и общие знакомые, которых вы и «ваш незнакомец» можете считать авторитетом.

Но чем дальше идет прогресс, тем быстрее эти привычные критерии построения доверия деформируются. Особенно сейчас, когда сервисы совместного потребления становятся все популярнее.

Верх доверия – пустить незнакомца переночевать в вашем доме. Лет 10 назад на это могли пойти единицы. Сегодня есть Airbnb, где можно сдать свою квартиру на несколько дней, или Couchserfing, когда вы добровольно на какое-то время принимаете у себя гостей из другого города или даже другой страны.

Автостоп был популярен и раньше. Но каждый раз это была игра в рулетку: ты же не можешь проверить, к кому в машину садишься или кого пускаешь на пассажирское сиденье. Теперь же есть BlaBlaCar, где ты сам выбираешь водителя или попутчика, которого повезешь.

А еще существуют сервисы для аренды гаража (JustPark), возможность пригласить иностранца к себе домой поужинать (Meal Sharing) или даже сдать любимую дрель в аренду (Rentmania).

Интернет-незнакомец как родной

Алексей Лазоренко говорит, что в основе этих сервисов лежат принципы саморегулирующегося общества. На таких интернет-платформах пользователь работает на свою репутацию. Ее можно сравнить с кредитной историей человека. В основе этой репутации – отзывы других пользователей. Вы смотрите на нее и понимаете, стоит ли вам садиться к этому человеку в машину, пускать к себе в дом или одалживать ему дрель. Раньше представить такую систему отношений было практически невозможно.

Лазоренко рассказывает, что BlaBlaCar провел исследование вместе с профессором бизнес-школы Леонарда Н. Штерна Аруном Сундарараджаном. Они опросили больше 18 тысяч человек в 11 странах Европы. 80% респондентов ответили, что доверяют людям из интернета (с заполненным профилем, фотографией, ссылками на соцсети и с хорошими отзывами) больше, чем соседям и коллегам. 93% верят им, как членам семьи, а 91% — как близким друзьям.

Это наглядно показывает, как интернет-репутация человека приобретает важность. Граница между реальным и виртуальным «я» стерта. Сейчас быть «социально»-активным в интернете и оставаться инкогнито неудобно и практически невозможно.

Ответ

Ваш Email останется в секрете. *