Процедура Due Diligence / Дью-Дилидженс срывается из-за негатива в интернете. Почему так происходит?

Как пройти Due Diligence

Инвесторов интересует не только прозрачность бизнес-процессов, но и негативные упоминания. Это относится не ко всем, но что делать, если покупатель спрашивает про те самые статьи на «Компромате»?

Принято считать, что due diligence проектов инвестирования проходит исключительно в юридическом поле. Это не так. Всё больше потенциальных покупателей интересуются родословной бизнеса, его руководителя и ближайшего окружения. Иными словами, в успех сделки вмешивается репутация.

Расскажем о реальных кейсах маркетингового due diligence и как негативная информация вмешивалась в эту процедуру.

План статьи

Легально и без шумихи удалим негатив, мешающий due diligence

Мы гарантируем конфиденциальность.

Мы не передаём ваши данные третьим лицам

Проведение due diligence — основы

Due diligence — полная и всесторонняя проверка бизнеса. Это распространённая практика, а не требование закона. Поэтому разные заказчики обращают внимание на разные стороны компании.

Due diligence — экспертиза по проверке чистоты сделки. Чаще всего её заказывают инвесторы, чтобы оценить привлекательность потенциального актива: бизнеса, недвижимости, земельного участка и т. д.

Процедура Due Diligence / Дью-Дилидженс срывается из-за негатива в интернете. Почему так происходит?
При продаже недвижимость Deutsche Bank стоимостью 72 млн долларов сына экс-министра энергетики России оценивали и с точки зрения репутации

Процедура due diligence должна показать объективное состояние актива. Если есть скрытые проблемы, это повлияет на стоимость покупки или судьбу сделки в целом.

В России нет законодательных требований, указывающих, как проводить due diligence. Поэтому разные компании могут предъявить свои требования. В российской практике устоялось пять блоков проверки. Они встречаются чаще всего:

  • операционный;
  • налоговый;
  • юридический;
  • маркетинговый;
  • финансовый.

У американских и европейских фондов есть закреплённые требования к процедуре due diligence. Чаще это выглядит как чек-лист. Если пройти due diligence не удалось, заявитель узнает с чем возникли сложности.

Дмитрий Поляков

Заместитель руководителя фонда Softline Venture Partners

В рамках всесторонней проверки компании перед покупкой доли в ней помимо параметров самого бизнеса — жизнеспособность бизнес-модели, кэш-флоу, технологии, состоятельность команды и т.д. — проверяются сооснователи, а также все субъекты, которые имеют в этой компании доли.

Действительно ли достижения фаундеров именно такие, какими они пытаются их представить? Что могут сказать про этих людей их прошлые работодатели и деловые партнеры? А может, первые средства, которые проект получил в качестве «ангельских» инвестиций, — это токсичные деньги, которые помешают его масштабированию на международные рынки?

Такого рода информации обычно нет в свободном доступе в интернете, но она есть на рынке. Для инвесторов собрать её не представляет особого труда. Мнению коллег в венчурной сфере доверяют существенно больше, чем ярким колонкам основателей в СМИ.

Однако экспертиза due diligence касается не только правовых вопросов, но и репутационных. Рассмотрим их подробнее.

Как негатив влияет на проведение дью дилидженс

Негатив в интернете важен, когда заказчик изучает окружение руководителя бизнеса, источники дохода и случаи неэтичного поведения. Однако у инвесторов могут быть и иные требования.

Негатив в интернете влияет на процедуру due diligence, но всё зависит от заказчика проверки. Одних инвесторов мало интересует негативный фон, а для других он так же значителен, как финансовые показатели.

Ситуация:

К нам обратился клиент. Он из России, раньше вёл бизнес, связанный с трейдингом. Предприниматель планировал открыть новое дело в Европе, нашёл для этого заинтересованных партнёров.
Европейцы начали проводить процедуру due diligence и отказали в сотрудничестве. Всё дело в публикациях в СМИ, где предприниматель фигурирует как трейдер. В статьях нет негатива или криминала. Однако европейские инвесторы не захотели вести дела с партнером, связанным с трейдингом.

Решение:

За время работы с негативом мы выделили три ключевых фактора, которые могут повлиять на решение после процедуры due diligence.

Окружение. «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты», — не просто поговорка, это деловой принцип. Плохо, если основатель компании скрывает связь с людьми, обладающими плохой репутацией.

Ирина Беркон

Управляющий директор фонда

Первым пунктом в чеклисте для due diligence стоит проверка референсов менеджеров, проверяют репутацию и бэкграунд каждого. Негативная информация в духе «нарушил ПДД» или о прошлом бизнесе с упоминанием мошенничества не влияет. Но лучше, если фаундер сам об этом расскажет и объяснит, почему так получилось.

В целом в Европе и США более пристально относятся к вопросам репутации. Если инвесторы считают, что потенциальный партнёр неблагонадёжен, сотрудничать не будут. Для разных инвесторов понятие о благонадёжности могут отличаться.

Шальные деньги. Возможно, хорошее состояние бизнеса — следствие запаса прочности первоначального капитала, а не отлаженных внутренних процессов. Особенно это касается стартапов и молодых франшиз.

В одном из акселераторов нам рассказали о такой ситуации. Успешный предприниматель вложил 2 млн долларов ангельских инвестиций в стартап. Он получил большую долю в управлении, после чего начал подстраивать процессы под себя.

Если «ангел» остаётся в капитале проекта, то для фонда это риск. Есть люди, которые не привыкли играть по правилам венчурного бизнеса. Если они узнают, что фаундер поднимает деньги от венчурного фонда, то начнут потирать руки: есть возможность продать свою долю очень дорого.

Неэтичное поведение. Статьи о харассменте и выходках руководства напрямую влияют на решение по сделке. Логика инвестора такая: если в компании процветали ненормальные отношения, их придётся налаживать новому руководству. Это несёт издержки: управленческие и репутационные. Актив быстро теряет привлекательность. Впрочем, это только один из сценариев.

В США во время расцвета движения #MeToo появился слух о случаях харассмента со стороны фаундера известного фонда. Медиа быстро разнесли слухи. На рентабельности бизнеса это не отразилось, но у основателя сформировался негативный информационный фон.В будущем это практически гарантированно создаст проблемы, ведь инвесторы и партнёры сильно рискуют, связываясь с подобной «родословной». 

Как инвесторы находят негатив

Обычно эксперты проверяют информацию через Google и «Яндекс», базы данных и личные контакты.

Частные инвесторы редко проводят процедуру due diligence собственными силами. Для этого пользуются услугами компаний-подрядчиков. Они и предоставляют заинтересованным персонам отчёт due diligence. Другая ситуация с крупными фондами, особенно зарубежными. У них есть собственная команда по due diligence, которая при необходимости привлекает сторонних экспертов. 

Чаще всего негатив находят через три основаных канала:

Поисковики. Это стандартная проверка. Через Google и «Яндекс» ищут информацию о компании, её руководителе, предыдущем бизнесе и т. д.

Базы данных. Это база СПАРК, налоговые выписки, судебные решения и заказ иных справок от уполномоченных органов. Зарубежные фонды используют собственные базы: world-check, кредитные организации и т.д.

Личные контакты. Инвестиционные аналитики и привлечённые специалисты, как правило, обладают широкими связями. Сбор обратной связи по рынку порой раскрывает больше, чем официальные справки.

Процедура Due Diligence / Дью-Дилидженс срывается из-за негатива в интернете. Почему так происходит?

У компаний, которые проводят due diligence, нет смысла просто внести негатив в отчёт. Важно, как его прокомментируют. Если проверка что-то найдёт, об этом станет известно.

Процедура due diligence: почему обращение в суд и SERM не помогут её пройти

SERM не поможет скрыть информацию от проверяющих, а суд не поможет, когда нужно удалить достоверную информацию. Оба метода требуют времени и значительных финансовых вложений.

SERM — это манипуляция поисковой выдачей в пользу бренда. Копирайтеры пишут статьи, отзывы и посты, а оптимизаторы всеми правдами и неправдами выводят их в топ поисковиков. Однако это не поможет в случае проведения due diligence.

Исполнители due diligence всё равно найдут негатив — хоть на 20 странице поисковиков. К тому же SERM занимает слишком много времени. В некоторых случаях ощутимые результаты появляются только через год.

Суды. Решение вопросов в суде — нормальная практика. Однако в случае с удалением информации оно может принести дополнительные риски: огласку, раздутый бюджет и упущенное время.

Удаление запрашивается по ссылкам. Если идентичный текст опубликован на трёх разных порталах, то по ним проводится три разбирательства. С точки зрения закона, это разные материала.

Даже победа в суде не гарантирует результат. Автор негатива может опубликовать пост на другом портале, и это будет считаться новым текстом. Судиться придётся заново.

Как ремувинг упростит проверку due diligence

Легальное и безопасное удаление информации специалистами агентства «Репутация.Москва» поможет пройти due diligence.

Мы удаляем информацию с помощью переговоров — находим подход к автору и убеждаем убрать негатив. Мы не взламываем сайты, не угрожаем авторам, администраторам сайтов и не передаём персональную информацию третьим лицам.

Ремувинг — наша авторская методика удаления — не подразумевает стирание в прямом смысле слова. Мы решаем проблему между клиентом и автором негатива. Находим «болевые точки» обеих сторон, ведём переговоры и закрываем причины появления негатива.

Благодаря ремувингу мы удаляем устаревшую информацию, которая формально не считается клеветой, т. е. через суд её не убрать. Это значительно упростит процедуру due diligence.

Преимущества сотрудничества с нами:

  1. Работаем со всеми сайтами. Удаляли информацию с «Коммерсанта» и РБК.
  2. Легальные методики. Стратегия обсуждается с заказчиком, поэтому он знает, как проходят работы.
  3. Прозрачный KPI. Цели ремувинга чётко прописаны в задании. Работаем с цифрами, а не абстракциями.
  4. Безопасно. Без огласки и раскрытия имени заказчика.
  5. Пожизненная гарантия. Если негатив появится снова, удалим за свой счёт.

Узнайте, что о вас думают клиенты и партнёры

Закажите бесплатный анализ репутации

Мы не передаём ваши данные третьим лицам

Мы гарантируем конфиденциальность.

Комментарии

У этой статьи пока нет комментариев, но вы можете быть первым

Ответ

Ваш Email останется в секрете. *