LEI код – это как id в соцсетях, но для бизнеса
Кому нужен LEI код, как его получить и сколько это стоит.
LEI код (Лей код) нужен бизнесу, участвующему в международных финансовых операциях. По этому идентификатору участники рынка понимают, с кем ведут дела, кто за этой структурой стоит и стоит ли ему доверять.
LEI код: зачем он нужен
LEI код (Legal Entity Identifier) придумали, чтобы компании по всему миру могли идентифицировать друг друга. В банках у клиентов есть свой id, у телефонных операторов – номер, а для юридических лиц – LEI код. Он включает 20 символов, которые присваиваются согласно стандарту ISO 17442. У каждого сегмента кода есть свое назначение:
Раньше определение юридических лиц на мировом уровне было непростой задачей и требовало значительных затрат времени и ресурсов. Участники рынка должны быть уверены, что взаимодействие с компанией N будет безопасным. Однако связь бизнесов может быть неочевидной, а подчинение компаний крайне запутанным.
Чтобы сделать международный рынок прозрачнее, страны «Большой двадцатки» (G20) инициировали внедрение LEI кода. Он действует обособленно и не заменяет региональные идентификаторы вроде российского ИНН.
По итогам второго квартала 2020 года общее количество организаций, получивших LEI код, превысило 1,6 млн.
LEI код нужен компаниям и фондам, участвующим в финансовых операциях. Международный код применяется на финансовых рынках США и Европы и, в частности, на рынках по свопам – как для идентификации сторон сделки, так и для предоставления отчетности регуляторам по соответствующим сделкам.
Компании получают уникальный LEI код, изменить его нельзя, однако необходимо ежегодно продлевать. Присвоение LEI компании и последующая верификация – платные услуги. LEI код может быть присвоен аккредитованной локальной организацией. В России это НКО АО НРД (Национальный расчетный депозитарий), чьи услуги обойдутся в 4500 рублей.
Проверка бизнеса по уникальному LEI коду бесплатна. Доступ к базе компаний предоставляет GLEIF – глобальный фонд идентификации юридических лиц. Перечень российских компаний с LEI кодом можно найти в соответствующем разделе Национального расчетного депозитария.
Какая информация скрывается за LEI кодом
Так в чем главная выгода LEI кодов? Все дело в идентификаторе? Нет, не только в нем.
При регистрации компания обязана предоставить справочные данные, они и отображаются в карточке идентификатора. Информация делится на два уровня.
Уровень 1 – кто есть кто. Базовые данные: наименование, адреса регистрации, правовая форма, локация, дата присвоения идентификатора и т. д.
Уровень 2 – кто кем владеет. Информация о взаимозависимости, которая при определенных условиях позволяет идентифицировать прямые и основные материнские компании юридического лица.
Допустим, нас интересует банк ВТБ. Мы ищем его в базе GLIEF, потом ищем вкладку с дочерними компаниями. Находим такой список.
Если мы посмотрим карточки «младших» бизнесов, там будет упоминание материнской компании.
Данные о материнских компаниях – один из основных интересов, поэтому на них обращают пристальное внимание контролирующие органы, контрагенты и возможные партнеры. Сами GLIEF отчитались о наличии подобных сведений у 91 % компаний, получивших LEI код. Это около 1,46 млн юридических лиц.
Принято считать, что LEI код защищает участников международного рынка. Если бизнес готов раскрыть о себе информацию, значит, он настроен на сотрудничество и работу на перспективу. LEI код также страхует компании от связи со структурами, находящимися под санкциями, ограничениями или замеченными в сомнительных историях.
Кто запрашивает LEI коды
LEI коды нельзя назвать добровольной инициативой. Наличие идентификатора для финансовых операций требует директива Европейского союза «О рынках финансовых инструментов», законодательство США и России.
Скорее всего, банк также потребует от юридического лица LEI код. Он понадобится для подачи информации о сделках с инвестиционными активами надзорной организации. Банк не хочет потерять рейтинг, поэтому не стоит рассчитывать на поблажку с предоставлением кода.
Ситуация:
Решение:
Финансовые институты вправе требовать LEI код в рамках политики KYC или «знай своего клиента» (know your customer). Так банк убеждается в благонадежности клиента или контрагента. Поэтому крупные финансовые институты опасаются работать с анонимными счетами, ведь их нельзя проверить на соответствие «антиотмывочному» законодательству.
LEI код международный код идентификации юридического лица: как получить
Чтобы получить LEI код, компании необходимо обратиться к локальному операционному подразделению GLEIF (Local Operating Unit, LOU). Напомним, в России это Национальный расчетный депозитарий. Российский LOU принимает документы на бумажных носителях.
Для получения идентификатора есть полный перечень правил, мы предоставим краткую версию. Понадобится:
1. Заявление о присвоении LEI кода.
2. Заявление о приеме кода LEI на обслуживание.
3. Документы в соответствии с закрепленным перечнем Национального расчетного депозитария.
4. Нотариальная копия устава, если у компании есть наименования, не учтенные в реестрах.
5. Информация о материнских компаниях.
Если потребуется, Национальный расчетный депозитарий запросит дополнительные документы. Вся предоставленная информация проверяется в национальных и международных реестрах. В случае подтасовки данных LEI код не присвоят.
Т.е. чтобы получить этот LEI код, нужно ещё восстановить репутацию организации? И как в последствии он поможет защитить от санкций? Пока что для меня это непонятно.
А отчетность? Да и для денежных переводов по миру и РФ нужно. А по поводу репутации - агентства в помощь) иначе не только с банками проблемы будут