Цифровизация бизнес-процессов: как производственникам догнать айтишников
Для чего бизнесу необходима цифровая трансформация и как команде адаптироваться к необходимым изменениям.
Пандемия еще сильнее подчеркнула цифровой разрыв между компаниями, которые живут в реальности Zoom-совещаний, и организациями, где все еще пользуются кнопочными телефонами. Могут ли производства с низким уровнем цифровизации бизнес-процессов нагнать темы роста технологий? Не станет ли глобальный разрыв фатальным для консервативных промышленных конгломератов? Отвечаю на эти вопросы и делюсь рекомендациями, которые позволят быстрее адаптироваться к изменениям.
Цифровизация малого, среднего и крупного бизнеса: к чему привела пандемия
Во время пандемии на изменения быстрее всего отреагировали компании из отраслей, которые уже были приспособлены к цифровизации — IT, коммуникации, банкинг. Например, некоторые представители российского телекома уже практиковали работу в формате home-office, поэтому к инсталляции в новые условия были готовы. Они легче справились с ковидными ограничениями — наработки по кадровым вопросам у них уже были, работать в системах планирования типа Trello они умели. Такие компании быстро перешли на коммуникаторы и перевели сотрудников в «домашний офис».
Вторыми по скорости адаптации к переменам стали организации из ритейла и сферы услуг. Они не на пике инноваций, но лояльны к изменениям. Таким компаниям пришлось выстраивать новые системы и цифровизировать процессы: уводить магазин в онлайн, развивать e-commerce. Многие организации потеряли и в темпах, и в ресурсах, но постепенно восстанавливаются. Влияние цифровизации на этот бизнес оказалось высоким и дало толчок к совершенствованию сервиса. Вспомните, именно в пандемию и постпандемию в «Лентах» и «Пятерочках» появилась возможность заказать продукты.
Третья группа компаний — условно не пострадавшие во время кризиса. Например, строительство и производство не приостанавливались. Онлайн-встречи, учет рабочего времени и прочие символы пандемии их практически не коснулись. Разве что маски и перчатки пришлось надеть. Таким компаниям не надо было адаптироваться, но и «иммунный ответ» на цифровое время у них не вырабатывался.
Тренды цифровизации бизнеса в России
Я заметила некоторые закономерности, которые вызывала пандемия. Делюсь наблюдениями:
- Ускорение неизбежных изменений. Те, кто не был готов к «домашним офисам» и «онлайн-магазинам», просто запаздывали. Если бы не пандемия, они пришли бы к этой необходимости в любом случае, но «не было бы счастья…».
- Инерция скорости изменений. Вторая, менее очевидная тенденция — это набранная инерция. Научившись «влетать» в изменения, за месяц закрывать офлайн, делать все цифровым и жить в абсолютно новой реальности, компании этот темп не забудут. Значит, постараются меняться быстрее, чаще и с большим упором на прогнозирование рисков.
С этими навыками путь в будущее кажется более безоблачным. Поэтому те, кто их не приобрел, выглядят уже во многом пострадавшими отраслями.
В разговорах о цифровизации малого, среднего и крупного бизнеса часто звучит тезис «Это необходимость!». Для кого-то внедрение изменений — относительно быстрый и легкий процесс. Но для больших производств это вызов. Махины, которые живут во многом на фундаменте индустриализации, неповоротливы. Любое изменение требует невероятных усилий команды и огромных, иногда гигантских ресурсов. Плюс персонал. Это не консультанты с ноутбуками. Это люди труда, привыкшие все делать руками и по ряду причин меньше доверяющие цифровым инструментам. Не получив во время пандемии нового опыта и ускорения в цифровое будущее, они будут уже не только догонять современные тренды, но и набирать такие темпы, которые это позволят. Рискну предположить, что это будет сложно.
Технологии цифровизации бизнеса. 5 советов о переходе на цифру
Тем не менее изменения неизбежны. Осознание их важности поможет справиться с вызовами быстрее и эффективнее. У «Локомотивных технологий» 9 локомотиворемонтных заводов и около 90 сервисных депо по всей России. Мы сумели перестроиться и адаптироваться к изменениям. Возможно, наш опыт поможет другим компаниям. Вот мои советы:
1. Приглашайте в команду руководителей с цифровым опытом. Еще в прошлом году звать на производство управленцев из IT, банков, телекома было как минимум не принято. Сейчас в этом появляется очевидный смысл. Опыт работы в подвижных отраслях помогает руководителям формировать среду, лояльную к цифровым изменениям.
2. Лучше большая онлайн-встреча, чем немногочисленная очная. Очные совещания и командировки мы не боимся заменять онлайн-встречами. И чем большего рабочего персонала в них вовлечено, тем больше их эффективность. Это, во-первых, снимает напряженность от новых каналов, во-вторых, меняет культуру взаимодействия. Бонусом у рабочих появляется больше возможностей быть услышанными. Так, например, в сентябре прямая линия с генеральным директором проводилась из пустой студии, но собрала у экранов больше 3500 сотрудников. Количество обращений увеличилось вдвое относительно прошлого года. И, безусловно, такой вид коммуникаций не отменил встреч с руководителями на местах.
3. Альтернатива аналоговым источникам информации — доступная цифра. В запуске альтернативных каналов информирования мы стараемся не усложнять. Понимая, что нужны новые цифровые каналы, мы стремимся к их максимальной простоте и доступности. Листовки на проходной заменили QR-кодами со ссылками на информацию. Зарплатные листки вывели в терминалы. Запустили и активно развиваем группы в мессенджерах и социальные сети. Для первых месяцев разработали лендинг, куда можно было оперативно вносить новости. С его помощью стали развивать доступные корпоративные социальные сети и находить информацию. Теперь уже знакомая сотрудникам площадка служит любым оперативным проектным задачам.
4. За «сладким» — в цифровой мир. Для формирования цифровой культуры мы перевели в онлайн программы признания, розыгрыши, корпоративы. Да, сопротивление было — не все готовы веселиться у экрана. Тем не менее опыт рынка еще небольшой, со временем найдутся нужные форматы. Дни рождения и традиционные праздники лучше получаются с известными ведущими и интерактивными играми. Для креативных сессий уже отлично адаптировались онлайн-фасилитаторы, которые помогают расходиться по кабинетам, клеить стикеры и поднимать руку с не меньшей эффективностью, чем в офлайне.
Еще один пункт нашей программы цифровизации бизнеса — кибергород Локополис. Мы запустили его в день рождения компании. Если честно, такого уровня вовлечения не ожидали. Оказалось, что все наши 60 000 сотрудников хотели чего-то объединяющего, смывающего границы регионов и должностей. С одинаковым вниманием и руководители в депо, и рабочие на заводах отправились решать интерактивные задачи, чтобы построить город. В итоге больше 2000 участников на платформе и несколько тысяч зрителей эфира убедили нас в том, что инструмент востребован. Именно поэтому на уже разработанной платформе в декабре мы продолжили проект, на этот раз сделав его еще более ориентированным на персональное признание.
5. С соискателями тоже можно вести диалог в цифре. Чтобы привлечь внимание кандидатов, запустили интерактивный проект «Мы — локомотивы». Он наглядно показывал преимущества работы в отрасли. А в поддержку проекта «Неделя без турникетов» сняли видеоэкскурсии на предприятиях. Так мы формируем культуру цифрового общения.
Компании нужна автоматизация и цифровизация. Наш проект «Цифровое депо» масштабируется, значит, скоро каждому сотруднику потребуются новые навыки. Сейчас мы сталкиваемся с тем, что охват цифровыми каналами недостаточен. Тем не менее он продолжает быстро расти.
Мы в «ЛокоТех» верим, что цифровизация бизнес-процессов — это необходимость. Надеюсь, наш опыт будет полезен другим компаниям.