Почему репутация руководителя всё-таки важна, и кто обращает на неё внимание.
В России не любят акцентировать внимание на образе руководителя бизнеса, как это принято в Европе и США. Обратные примеры — скорее исключения из правила. Есть теория, что скрытность руководителей уходит корнями в 90-е годы, когда выпячивать своё имя было опасно для жизни. Однако с тех пор прошло 20 лет, а традиция сохраняется.
А если смотреть на деловую репутацию руководителя как на актив бизнеса? Можно возразить: кому надо, тот и так знает владельца компании. Скорее всего, это партнёры, инвесторы или представители власти. Но неужели бренду не хочется подружиться с новыми союзниками или сделать имя руководителя синонимом слова «качество» в представлении клиентов?
Разберёмся, какую роль в жизни компании занимает деловая репутация руководителя, можно ли её конвертировать в продажи и как её развить.
План статьи
Деловая репутация руководителя: на что она влияет
Когда говорят «Сбербанк», в голове невольно всплывает образ его руководителя Германа Грефа. Вместе с ним приходят ассоциации со словами «инновационный», «современный» и другими. По крайней мере, так происходит у нас. Но вот в чём загвоздка: вряд ли образ руководителя мотивирует идти оплачивать счёт за отопление в ближайшее отделение банка. Получается, репутация Грефа не приносит банку дивидендов?
На деле деловая репутация руководителя многогранна и действует на разные аудитории. В случае со Сбербанком имидж Грефа выступает, говоря языком политологов, паровозом, двигающим вперёд всю структуру организации. Его аудитория — инвесторы или зарубежные эксперты.
С другой стороны, есть универсальный образ Евгения Касперского. Его портрет встречает посетителей на официальном сайте компании, он же общается с прессой.
Похожей тактики придерживается основатель сети барбершопов TOPGUN Алексей Локонцев. Он активно ведёт соцсети, лично принимает замечания по работе бизнеса и выступает на конференциях. Это ещё один универсальный образ.
Перечисленные примеры показывают, что деловая репутация генерального директора может быть такой же сильной, как и у самой компании. Но к каким отраслям это применимо в большей степени и насколько обогащает имидж бренда? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к глобальному исследованию агентства Weber Shandwick.
Влияние различных факторов на репутацию компании
Репутация руководителя дополняет имидж компании. Это поможет в трудную минуту, ведь первое лицо бренда может «поделиться» репутационным капиталом, успокоив аудиторию.
Восприятие руководителя с хорошей и плохой репутацией
Сложность в изучении имиджа руководителя заключается в том, что это репутация внутри репутации. Образ бренда и директора переплетаются, и сложно сказать, что влияет на эти показатели больше. Поэтому имеет смысл рассмотреть отдельно деловую репутацию руководителя с точки зрения его сотрудников.
По мнению экспертов Weber Shandwick, хорошая и плохая репутация накладывают на образ руководителя предопределённые черты. Посмотрим, какие именно.
Черты, которые приписывают руководителям с хорошей и плохой репутацией
Руководители с хорошей репутацией отмечают позитивный эффект от собственного имиджа. В опросе участвовали бизнесмены Европы и США, но данные с лёгкой погрешностью могут быть применимы и к России.
— 87 % признались, что привлечение инвесторов стало легче. Как правило, они вбивают в Google имя руководителя и смотрят информацию, которую предоставил поисковик.
— 83 % опрошенных отметили благоприятное отношение СМИ и блогеров.
— 83 % рассказали о том, что преодоление кризисных ситуаций даётся им легче, чем коллегам со средней или плохой репутацией.
— Деловая репутация руководителя 70 % опрошенных помогает привлекать и удерживать сотрудников.
Сильная репутация автоматически придаёт руководителю позитивные качества. При этом она облегчает взаимодействие с инвесторами и укрепляет HR-бренд компании.
Деловая репутация генерального директора: три способа усилить её
Участие в отраслевых конференциях. Это мероприятие рассчитано на укрепление экспертности и развитие внешних связей. Речь идёт именно об отраслевых конференциях, а не общих собраниях бизнесменов, куда приглашаются все желающие.
В подобных мероприятиях участвуют СМИ, а внутренняя пресс-служба распространяет тезисы выступлений. Это поможет получить дополнительные упоминания руководителя и самой компании.
Участие в качестве эксперта в медиа. Нет, никому не нужно обзванивать журналистов и напрашиваться на интервью. Можно воспользоваться сервисом Прессфид. Для начала зарегистрироваться в качестве эксперта, а потом отслеживать отраслевые запросы. Иногда журналисты будут писать сами.
Естественно, руководителю не обязательно заниматься репутационным менеджментом самостоятельно. Для этого есть рекламная или PR-служба.
Присутствовать на сайте компании. Это может быть цитата, как в случае с Евгением Касперским или как краткое обращение Алексея Локонцева. Не важно, какой размер компании, у неё должно быть собственное лицо.
«Единая Россия» — самая многочисленная партия нашей страны, но она цепляется за имена своих руководителей. Нет партии как безликого большинства, наоборот — есть люди, ответственные за свои направления и действия. Если нужно сказать что-то программное, то выступает не условный комитет, а Андрей Исаев.
Стоит признать, что деловая репутация руководителя — это про экспертность и диалог с профессиональным сообществом. Потребитель голосует рублём за качество продукта, а не инновационные взгляды директора.
Как удержать персональную репутацию на плаву
- Вкладывайтесь в бренд руководителя. Деловая репутация руководителя слишком сильна, чтобы не использовать её на благо бизнеса. Регулярный выпуск новостей с упоминанием первого лица компании — первый шаг на пути к построению имиджа.
- Проведите анализ репутации. Построение делового имиджа начинается с анализа важнейших упоминаний. Воспользуйтесь репутационным калькулятором агентства «Репутация Москва». Это быстро и бесплатно.
- Определите медийную роль руководителя. Некоторым нравится делиться новостями компании у себя в социальных сетях, а другие позиционируют себя в качестве отраслевых экспертов. В любом варианте важно быть последовательными, а не растрачивать ресурсы на всё подряд.
- Придумайте роль окружению руководителя. Правило «короля делает свита» действует и в коммуникациях. Наверняка в компании есть эксперты или руководители высшего звена, которым есть что заявить. Используйте их для дополнения репутации бизнеса, иначе получится что-то похожее на культ личности директора.
- Повышайте привлекательность для медиа. Чтобы быть доступным для СМИ, не обязательно раздавать номер телефона всем подряд. Разумнее оперативно отвечать на запросы или создать для этого отдельную почту. Хороший вариант — создать аккаунт в сервисе Прессфид.
- Помните о других факторах, влияющих на репутацию компании. Главное — качество и сервис. Без него не поможет даже именитый директор.
У этой статьи пока нет комментариев, но вы можете быть первым