Анализ инвестиционной привлекательности компании: на что обращают внимание разные типы инвесторов
Как и для чего потенциальные инвесторы проводят финансовый анализ компаний.
Прежде чем вложить деньги, ответственный инвестор проведет анализ инвестиционной привлекательности компании.
Так он сможет понять, насколько выгодным будет это вложение, оценит чистую приведенную стоимость инвестиций и срок их окупаемости. Желаемый уровень доходности у каждого инвестора свой и напрямую зависит от его риск-аппетита.
Особое внимание вкладчик уделит финансовому анализу инвестиционной привлекательности компании. При этом особенности и архитектура данного процесса будут существенно различаться в зависимости от того, кто и с какой целью входит в капитал той или иной организации. В статье расскажу об этом подробнее.
Какие задачи решает инвестиционный анализ
Чтобы нам было легче понимать друг друга, объясню, что я подразумеваю под анализом инвестиционной привлекательности проекта. Это все признаки, свойства, средства и возможности, которые определяют потенциальный платежный спрос на инвестиции. Анализ проводят, чтобы у собственника бизнеса и у инвестора была объективная информация о состоянии объекта, его дальнейшем развитии, перспективах доходности и роста.
Инвестиционная привлекательность формируется по нескольким показателям. Например, компания производит очень востребованный продукт — с ориентацией на нашу реальность предположим, что это защитные маски, в которых не жарко. В пандемию такой товар необходим. Его конкурентное преимущество — особая ткань, повышающая комфорт изделия. Соответственно, при грамотно выстроенных бизнес-процессах финансовые дела у такой компании идут хорошо, а инвестиции в нее кажутся выгодным вложением.
Какие задачи инвесторов и собственников решает инвестиционный анализ:
- оценивает необходимость инвестиционной деятельности и наличие условий для проведения такой деятельности;
- обосновывает выбор источников финансирования;
- определяет факторы, которые могут изменить ранее запланированные результаты инвестирования;
- выявляет и оценивает риск-факторы и доходность финансируемой компании;
- помогает принимать и оценивать инвестиционные решения, которые могут увеличить конкурентоспособность компании.
Основные показатели финансового анализа инвестиционной привлекательности компании
Среди ключевых результатов финансового анализа инвестиционной привлекательности предприятия можно выделить следующие показатели:
- NPV (чистая приведенная стоимость) — совокупный денежный поток, который принесут инвестиции в данный бизнес с учетом стоимости денег во времени;
- IRR (внутренняя норма доходности) — предельный уровень доходности, при котором NPV становится равным 0 и инвестор теряет интерес к проекту;
- DPP (дисконтированный срок окупаемости) — срок, в течение которого инвестор выйдет на положительное значение NPV.
Что интересует заказчиков анализа инвестиционной привлекательности
Заказчики анализа инвестиционной привлекательности проекта делятся на три основные категории:
- войти, чтобы получить проценты (подход банковских институтов);
- войти, чтобы расти вместе с компанией (подход долгосрочных инвесторов);
- войти, чтобы выйти через несколько лет (подход private equity).
Соответственно, основными субъектами инвестиционного анализа в данных организациях выступают особые аналитические подразделения.
Ключевой инструмент инвестиционного анализа компаний во всех трех случаях — один и тот же конструкт: финансовая модель организации. Другое дело, что в зависимости от стимулов, свойственных тем или иным акторам финансового анализа, актуальными будут совершенно разные аспекты данной финансовой модели.
Как легко можно догадаться, банкам от своих корпоративных заемщиков нужно только одно — чтобы те своевременно и в полном объеме вносили платежи по кредитам. Не будем рассматривать в рамках данной статьи оборотное финансирование, так как в силу его неинвестиционного характера аналитическое сопровождение этого типа кредитования имеет крайне отдаленное отношение к инвестиционному анализу.
Что же касается анализа инвестиционной привлекательности предприятия в рамках предоставления инвестиционных кредитов, здесь важную роль играют определенные финансовые показатели доходности банка, которую он получает на выданный им заемный капитал: IRR и cash-on-cash. Любимый всеми студентами-отличниками NPV на практике мало волнует финансовые институты, так как с точки зрения живых денежных потоков этот показатель для них фактически виртуален.
Кроме того, важнейшую роль в инвестиционном анализе потенциального заемщика играют показатели его долговой нагрузки, такие как CFADS, DSCR, LLCR и другие. Эти показатели особенно важны кредитным институтам, так как они служат залогом того, что заемщик сможет обслуживать долг согласно установленному графику платежей и у него на счетах элементарно будут необходимые для этого средства.
Кардинально иной подход к анализу инвестиционной привлекательности компании прослеживается у акционеров организации — у тех инвесторов, которые предоставляют бизнесу не заемный, а собственный капитал. В этом случае инвестиционный анализ бизнеса приобретает совсем иной угол обзора: акционеров в первую очередь интересует именно показатель equity value как основная метрика, отражающая реальную стоимость их инвестиций (собственного капитала) как в прогнозном, так и в постпрогнозном периоде.
Более того, акционеров как инвесторов, принимающих непосредственное участие в управлении компаний, в значительно большей степени интересует детализация показателей операционной деятельности компании (выручки, ОРЕХ), а также прогнозы оборотного капитала и капитальных вложений.
В свою очередь фонды прямых инвестиций (private equity) совершают инвестиции в бизнес не с целью управления им в долгосрочной перспективе, но с целью приращения его стоимости в течение определенного промежутка времени (горизонта инвестирования) и последующей продажи. По этой причине туманные перспективы постпрогнозного периода, в отличие от стратегических акционеров, фонды прямых инвестиций интересуют мало. В рамках анализа инвестиционной привлекательности проекта такие инвесторы заинтересованы понять, насколько вырастет стоимость того или иного бизнеса на протяжении горизонта инвестирования, а также с помощью каких мер удастся этого достичь.