Опровержение недостоверной информации. Как получить право на опровержение

Репутация Москва - удаление информации

Рассказываем, как на практике воспользоваться своим правом на опровержение.

Любой человек заинтересован в том, чтобы удалить опубликованный материал, который наносит урон его репутации и мешает получению прибыли. В соответствии с законодательством граждане и компании могут воспользоваться правом на опровержение информации, размещенной о них в СМИ, на сайтах, в социальных сетях.

План статьи

Примеры опровержения информации в СМИ

Чаще всего в судах свое реноме отстаивают крупные компании и предприниматели. С одной стороны, репутация для них очень важна. С другой — есть ресурсы для утомительной тяжбы. 

В 2009 году туристическая компания «Планета» подала иск к телекомпании «Россия» и к Аркадию Мамонтову. Истцы пытались отсудить компенсацию за нанесение ущерба деловой репутации в размере 300 млн рублей, но суд вынес отрицательное решение по делу.

В 2012 году «Газпромбанк» подал несколько исков против российских СМИ и блогеров из-за публикаций о ДТП с участием топ-менеджера банка Александра Шмидта. Но впоследствии «Газпром» отозвал все иски.

Есть и успешные примеры опровержения информации в СМИ. Ресторатор из Владивостока подал иск против телеканала «Пятница». Поводом послужили нелицеприятные высказывания о качестве еды в ресторане. Также ресторатор подал жалобу о взыскании судебных расходов с телеканала. Исковые требования были удовлетворены. Суд постановил компенсировать ресторатору 698 тыс. рублей судебных расходов.

Опровержение недостоверной информации через суд

Апеллирование к законодательству является крайней мерой. Мы рекомендуем обращение в суд в тех случаях, когда стороны не смогли договориться мирным путем.  

Статья 43 закона «О средствах массовой информации» предусматривает право компаний и частных лиц на опровержение информации, распространенной в СМИ. При этом должны соблюдаться такие условия: информация не соответствует действительности, сведения наносят ущерб чести и достоинству или деловой репутации компании. В данном случае истец может обратиться непосредственно в СМИ или в суд. Срок давности законодательство не предусматривает, но спустя год после публикации СМИ имеет право отказаться размещать опровержение.

Дело получает огласку, что не всегда выгодно для предпринимателей.

Опровержение недостоверной информации. Как получить право на опровержение
В 2016 году Мелания Трамп судилась с Daily Mail

Статья 152 Гражданского кодекса РФ предусматривает возможность требовать реализацию права на опровержение, даже если информация не наносит ущерб репутации. Тогда истец самостоятельно или с помощью репутационного агентства обращается в суд. Важно, что в этом случае в судебном иске участвует только заявитель. Если нет противодействия автора негатива, добиться положительного решения проще. Срок давности обращения составляет один год. В случае успешного завершения дела информация признается незаконной. На основании этого документа можно подавать жалобу в Яндекс, Google, Роскомнадзор или обратиться к администрации сайта, на котором размещен порочащий материал.

Главная сложность получения права на опровержение в этом случае заключается в том, что по закону за субъективное мнение не наказывают. А посты в социальных сетях и отзывы часто считают субъективными. Чтобы доказать, что материал носит утвердительный характер, потребуется помощь лингвиста.

Судебный процесс состоит из таких этапов:

  1. Анализ информации. Юристы должны оценить, возможно ли оспорить негатив в судебном порядке.
  2. Формирование досудебной претензии.
  3. Проведение экспертизы.
  4. Предварительная блокировка.
  5. Судебный процесс.

Обычно судебный процесс занимает 4-7 месяцев. Подробнее об этапах получения права на опровержение читайте здесь.

Право на опровержение через забвение

ФЗ-264 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» …» предусматривает право на опровержение недостоверной информации в СМИ. Это могут быть неактуальные, недоказанные или ложные сведения. Смысл в том, что при наличии доказательств человек может обратиться в поисковую систему и попросить удалить негативную информацию. При получении положительного решения нежелательный материал удаляется из поиска, но на сайте остается. Однако здесь есть исключения. Например, нельзя добиться опровержения ложной информации в СМИ, если вас обвиняют в преступлении, а суд еще не вынес оправдательный вердикт. Также запрещено удалять ссылки о судимости, если она не погашена или не снята. 

Образец опровержения статьи в интернете

Если вы решите пойти по этому пути, действуйте по схеме:

  1. Соберите доказательства, что информация в материале не соответствует действительности. Это может быть ссылка на документ, постановление или что-либо еще, что прямо доказывает вашу невиновность.
  2. Соберите ссылки, по которым опубликован нежелательный контент.
  3. Обратитесь к каждому поисковику в отдельности с запросом на опровержение ложной информации в СМИ.

Вам нужно будет указать:

  • контактные сведения;
  • паспортные данные;
  • ссылки на нежелательный материал;
  • причины и законные основания для изъятия ссылок из выдачи;
  • согласие на обработку персональных данных.

Этот образец опровержения статьи в интернете является универсальным для всех поисковых систем. Заявление обрабатывается в течение 10 рабочих дней. Подготовьтесь к тому, что у вас могут запросить дополнительную информацию. Главная сложность — поисковик вправе отказать в удалении информации. Если у вас нет стопроцентных доказательств, то дальше вступает в силу субъективное мнение представителей поисковой системы. Допустим, когда вы не совершали преступление, о котором рассказывают СМИ, и можете привести ссылку на судебный документ. Но если информацию о вас распространяет конкурент, который пишет о ваших низких личных и/или профессиональных качествах, получить опровержение недостоверной информации в СМИ — уже вопрос удачи. То есть если доказательства не железобетонные, то успех не гарантирован. Отрицательное решение поисковика можно обжаловать через суд, но это влечет большие издержки.

Альтернативные методы борьбы с негативом

Мы всегда рекомендуем нашим клиентам сначала попробовать ремувинг. И если не получится решить вопрос этим способом, придется обращаться в суд. Ремувинг предусматривает удаление негативной информации через переговоры. Это быстрее и менее затратно по сравнению с правом на опровержение через суд. Специалисты репутационного агентства анонимно взаимодействуют с автором негативного отзыва, чтобы понять истинную причину его размещения, характер и наиболее эффективный способ коммуникации. В команде «Репутация Москва» работают конфликтологи с большим опытом переговоров, поэтому подобрать механизм воздействия на человека не составит труда. В некоторых случаях может понадобиться взаимодействие с владельцем площадки. Мы всегда разрабатываем несколько наименее рискованных и затратных сценариев переговоров. Запускаем их по согласованию с заказчиком и действуем до достижения результата.

Опровержение недостоверной информации. Как получить право на опровержение
Пример публикации контрконтента

В некоторых ситуациях проблему можно решить и без удаления негатива: правильным ответом, вытеснением нежелательной публикации из выдачи, размещением контрконтента. Иногда это стоит очень дорого. Например, на сайте «Коммерсантъ» удаление информации обойдется в несколько миллионов рублей. Если клиент не готов тратить такие суммы, ему поможет контрконтент. Цель — опубликовать опровержение информации, которая наносит ущерб репутации компании.

Также этот метод борьбы с негативом актуален, если seo-показатели площадки очень сильные и ее не получается вытеснить с первых позиций поисковой выдачи. Негатив останется, но все, кто ищут информацию про человека или компанию, смогут ознакомиться и с противоположной точкой зрения. С этой целью контрконтент выводится в топ.

Этот метод актуален, когда причина негатива — черный пиар. Если есть доказательства правоты, то можно сделать из них публикацию и продвинуть в топ выдачи.

Почему лучше обратиться в «Репутация Москва»

  1. Подберем для вас оптимальную схему получения права на опровержение с учетом приоритетности ваших целей, финансовых ресурсов, особенностей конфликтной ситуации.
  2. Ориентируемся на результат. Наша задача — не допустить, чтобы негатив повлиял на репутацию и прибыль клиента. Например, когда мы помогаем с обращением в суд, то добиваемся, чтобы в судебный акт был включен пункт о незаконности материала. Именно это является основанием для удаления информации по жалобе.
  3. Комплексный подход. С 2014 года помогаем клиентам восстановить репутацию. Наличие в команде конфликтологов, опытных переговорщиков, юристов позволяет оценить ситуацию всесторонне и выбрать правильные инструменты воздействия.
  4. Даем гарантию. В случае использования ремувинга мы закрепляем в договоре пожизненную гарантию. Если негатив вернется, удалим его бесплатно.
  5. Мы используем только легальные методы борьбы с негативом. Клиенты могут быть уверены, что обращение в агентство «Репутация.Москва» не несет для них никаких репутационных рисков.
Защитим вашу репутацию легально и быстро
Выберите способ связи
Мы не передаём ваши данные третьим лицам

Часто задаваемые вопросы

  • Кто может воспользоваться правом на опровержение информации?

    Воспользоваться этим правом могут все граждане и компании, которые считают, что опубликованная в социальных сетях или СМИ информация наносит урон их репутации и мешает получению прибыли.

  • Существуют ли альтернативные методы борьбы с негативом?

    Да, например, ремувинг – этот метод предусматривает удаление негативной информации через переговоры. Это быстрее и менее затратно по сравнению с правом на опровержение через суд.

  • Можно ли опровергнуть информацию через суд?

    Да, можно возбудить дело по статье 43 закона «О средствах массовой информации» и статье 152 Гражданского кодекса РФ, однако обращаться к законодательству мы советуем только в том случае, если стороны не смогли договориться мирным путём.

  • Как опровергнуть информацию через забвение?

    Соберите ссылки, по которым опубликован нежелательный контент, подготовьте доказательства, что информация в материале не соответствует действительности, и обратитесь к каждому поисковику в отдельности с запросом на опровержение ложной информации в СМИ.

Комментарии

У этой статьи пока нет комментариев, но вы можете быть первым

Ответ

Ваш Email останется в секрете. *

Вверх