Опровержение недостоверной информации. Как получить право на опровержение

Обновлено 03.12.2024
post thumbnail

Рассказываем, как на практике воспользоваться своим правом на опровержение.

Любой человек заинтересован в том, чтобы удалить опубликованный материал, который наносит урон его репутации и мешает получению прибыли. В соответствии с законодательством граждане и компании могут воспользоваться правом на опровержение информации, размещенной о них в СМИ, на сайтах, в социальных сетях.

Примеры опровержения информации в СМИ

Чаще всего в судах свое реноме отстаивают крупные компании и предприниматели. С одной стороны, репутация для них очень важна. С другой — есть ресурсы для утомительной тяжбы. 

В 2009 году туристическая компания «Планета» подала иск к телекомпании «Россия» и к Аркадию Мамонтову. Истцы пытались отсудить компенсацию за нанесение ущерба деловой репутации в размере 300 млн рублей, но суд вынес отрицательное решение по делу.

В 2012 году «Газпромбанк» подал несколько исков против российских СМИ и блогеров из-за публикаций о ДТП с участием топ-менеджера банка Александра Шмидта. Но впоследствии «Газпром» отозвал все иски.

Есть и успешные примеры опровержения информации в СМИ. Ресторатор из Владивостока подал иск против телеканала «Пятница». Поводом послужили нелицеприятные высказывания о качестве еды в ресторане. Также ресторатор подал жалобу о взыскании судебных расходов с телеканала. Исковые требования были удовлетворены. Суд постановил компенсировать ресторатору 698 тыс. рублей судебных расходов.

Опровержение недостоверной информации через суд

Апеллирование к законодательству является крайней мерой. Мы рекомендуем обращение в суд в тех случаях, когда стороны не смогли договориться мирным путем.  

Статья 43 закона «О средствах массовой информации» предусматривает право компаний и частных лиц на опровержение информации, распространенной в СМИ. При этом должны соблюдаться такие условия: информация не соответствует действительности, сведения наносят ущерб чести и достоинству или деловой репутации компании. В данном случае истец может обратиться непосредственно в СМИ или в суд. Срок давности законодательство не предусматривает, но спустя год после публикации СМИ имеет право отказаться размещать опровержение.

Дело получает огласку, что не всегда выгодно для предпринимателей.

В 2016 году Мелания Трамп судилась с Daily Mail

Статья 152 Гражданского кодекса РФ предусматривает возможность требовать реализацию права на опровержение, даже если информация не наносит ущерб репутации. Тогда истец самостоятельно или с помощью репутационного агентства обращается в суд. Важно, что в этом случае в судебном иске участвует только заявитель. Если нет противодействия автора негатива, добиться положительного решения проще. Срок давности обращения составляет один год. В случае успешного завершения дела информация признается незаконной. На основании этого документа можно подавать жалобу в Яндекс, Google, Роскомнадзор или обратиться к администрации сайта, на котором размещен порочащий материал.

Главная сложность получения права на опровержение в этом случае заключается в том, что по закону за субъективное мнение не наказывают. А посты в социальных сетях и отзывы часто считают субъективными. Чтобы доказать, что материал носит утвердительный характер, потребуется помощь лингвиста.

Судебный процесс состоит из таких этапов:

  1. Анализ информации. Юристы должны оценить, возможно ли оспорить негатив в судебном порядке.
  2. Формирование досудебной претензии.
  3. Проведение экспертизы.
  4. Предварительная блокировка.
  5. Судебный процесс.

Обычно судебный процесс занимает 4-7 месяцев. Подробнее об этапах получения права на опровержение читайте здесь.

Право на опровержение через забвение

ФЗ-264 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» …» предусматривает право на опровержение недостоверной информации в СМИ. Это могут быть неактуальные, недоказанные или ложные сведения. Смысл в том, что при наличии доказательств человек может обратиться в поисковую систему и попросить удалить негативную информацию. При получении положительного решения нежелательный материал удаляется из поиска, но на сайте остается. Однако здесь есть исключения. Например, нельзя добиться опровержения ложной информации в СМИ, если вас обвиняют в преступлении, а суд еще не вынес оправдательный вердикт. Также запрещено удалять ссылки о судимости, если она не погашена или не снята. 

Образец опровержения статьи в интернете

Если вы решите пойти по этому пути, действуйте по схеме:

  1. Соберите доказательства, что информация в материале не соответствует действительности. Это может быть ссылка на документ, постановление или что-либо еще, что прямо доказывает вашу невиновность.
  2. Соберите ссылки, по которым опубликован нежелательный контент.
  3. Обратитесь к каждому поисковику в отдельности с запросом на опровержение ложной информации в СМИ.

Вам нужно будет указать:

  • контактные сведения;
  • паспортные данные;
  • ссылки на нежелательный материал;
  • причины и законные основания для изъятия ссылок из выдачи;
  • согласие на обработку персональных данных.

Этот образец опровержения статьи в интернете является универсальным для всех поисковых систем. Заявление обрабатывается в течение 10 рабочих дней. Подготовьтесь к тому, что у вас могут запросить дополнительную информацию. Главная сложность — поисковик вправе отказать в удалении информации. Если у вас нет стопроцентных доказательств, то дальше вступает в силу субъективное мнение представителей поисковой системы. Допустим, когда вы не совершали преступление, о котором рассказывают СМИ, и можете привести ссылку на судебный документ. Но если информацию о вас распространяет конкурент, который пишет о ваших низких личных и/или профессиональных качествах, получить опровержение недостоверной информации в СМИ — уже вопрос удачи. То есть если доказательства не железобетонные, то успех не гарантирован. Отрицательное решение поисковика можно обжаловать через суд, но это влечет большие издержки.

Альтернативные методы борьбы с негативом

Мы всегда рекомендуем нашим клиентам сначала попробовать ремувинг. И если не получится решить вопрос этим способом, придется обращаться в суд. Ремувинг предусматривает удаление негативной информации через переговоры. Это быстрее и менее затратно по сравнению с правом на опровержение через суд. Специалисты репутационного агентства анонимно взаимодействуют с автором негативного отзыва, чтобы понять истинную причину его размещения, характер и наиболее эффективный способ коммуникации. В команде «Репутация Москва» работают конфликтологи с большим опытом переговоров, поэтому подобрать механизм воздействия на человека не составит труда. В некоторых случаях может понадобиться взаимодействие с владельцем площадки. Мы всегда разрабатываем несколько наименее рискованных и затратных сценариев переговоров. Запускаем их по согласованию с заказчиком и действуем до достижения результата.

Пример публикации контрконтента

В некоторых ситуациях проблему можно решить и без удаления негатива: правильным ответом, вытеснением нежелательной публикации из выдачи, размещением контрконтента. Иногда это стоит очень дорого. Например, на сайте «Коммерсантъ» удаление информации обойдется в несколько миллионов рублей. Если клиент не готов тратить такие суммы, ему поможет контрконтент. Цель — опубликовать опровержение информации, которая наносит ущерб репутации компании.

Также этот метод борьбы с негативом актуален, если seo-показатели площадки очень сильные и ее не получается вытеснить с первых позиций поисковой выдачи. Негатив останется, но все, кто ищут информацию про человека или компанию, смогут ознакомиться и с противоположной точкой зрения. С этой целью контрконтент выводится в топ.

Этот метод актуален, когда причина негатива — черный пиар. Если есть доказательства правоты, то можно сделать из них публикацию и продвинуть в топ выдачи.

Почему лучше обратиться в «Репутация Москва»

  1. Подберем для вас оптимальную схему получения права на опровержение с учетом приоритетности ваших целей, финансовых ресурсов, особенностей конфликтной ситуации.
  2. Ориентируемся на результат. Наша задача — не допустить, чтобы негатив повлиял на репутацию и прибыль клиента. Например, когда мы помогаем с обращением в суд, то добиваемся, чтобы в судебный акт был включен пункт о незаконности материала. Именно это является основанием для удаления информации по жалобе.
  3. Комплексный подход. С 2014 года помогаем клиентам восстановить репутацию. Наличие в команде конфликтологов, опытных переговорщиков, юристов позволяет оценить ситуацию всесторонне и выбрать правильные инструменты воздействия.
  4. Даем гарантию. В случае использования ремувинга мы закрепляем в договоре пожизненную гарантию. Если негатив вернется, удалим его бесплатно.
  5. Мы используем только легальные методы борьбы с негативом. Клиенты могут быть уверены, что обращение в агентство «Репутация.Москва» не несет для них никаких репутационных рисков.
request call image
Защитим вашу репутацию легально и быстро
lock image Это конфиденциально Мы не передаем ваши данные третьим лицам

Часто задаваемые вопросы

  • Кто может воспользоваться правом на опровержение информации?

    Воспользоваться этим правом могут все граждане и компании, которые считают, что опубликованная в социальных сетях или СМИ информация наносит урон их репутации и мешает получению прибыли.

  • Существуют ли альтернативные методы борьбы с негативом?

    Да, например, ремувинг – этот метод предусматривает удаление негативной информации через переговоры. Это быстрее и менее затратно по сравнению с правом на опровержение через суд.

  • Можно ли опровергнуть информацию через суд?

    Да, можно возбудить дело по статье 43 закона «О средствах массовой информации» и статье 152 Гражданского кодекса РФ, однако обращаться к законодательству мы советуем только в том случае, если стороны не смогли договориться мирным путём.

  • Как опровергнуть информацию через забвение?

    Соберите ссылки, по которым опубликован нежелательный контент, подготовьте доказательства, что информация в материале не соответствует действительности, и обратитесь к каждому поисковику в отдельности с запросом на опровержение ложной информации в СМИ.

Будьте первыми
comment avatar image
Как вы закрываете вопрос с репутационным менеджментом в компании?
Редакция Репутация Москва
Развивайтесь в антикризисных коммуникациях
Свежие исследования, обучающие материалы, кейсы от бизнес-экспертов — каждый месяц в нашей подборке
Посмотреть пример дайджеста