Как пройти аудиторскую проверку, когда о компании полно негатива

Резонансная публикация о проблемах в компании может спровоцировать внезапную проверку. Или нет? А если да, то что делать?

У нас есть клиенты, которым потенциальные бизнес-партнёры отказывали в сотрудничестве будто на ровном месте. Аудиторские проверки пройдены и формально всё отлично, но инвесторов смущали негативные публикации. Для партнёров это был принципиальный вопрос.

Сегодня расскажем насколько распространена практика анализа репутации во внешнем аудите, может ли негатив стать причиной внеочередной проверки и что делать, что обезопасить свой бизнес от негатива.

План статьи

Легально и без шума удалим негатив, мешающий бизнесу

Мы не передаём ваши данные третьим лицам

Что нужно знать об аудите

Внешний аудит показывает достоверность финансовой отчётности. Ни больше ни меньше. Иные проверки могут быть инициированы параллельно аудиту.

Есть компании, которые обязаны предоставлять финансовый отчёт заинтересованным лицам: акционерам, страховым компаниям и т.д. Чтобы проверить достоверность отчётности, инициируется проверка.

Как пройти аудиторскую проверку? Для начала нужно разобраться из чего она состоит.

На что смотрят: финансовая и бухгалтерская отчётность компании, жизнеспособность внутренних механизмов контроля по подготовке бухгалтерской отчётности.

Кто заказывает: государственные проверяющие, кредиторы, акционеры и инвесторы.

Что интересует: уже выполненные операции и события, способных оказать существенное воздействие на финансовую и бухгалтерскую отчётность организации. Обычно вопросы экономической обоснованности управленческих решений не рассматриваются.

Как часто проводят: раз в год, иногда реже. Всё зависит от финансового календаря.

Результат аудита.  Заключение о достоверности предоставляемой финансовой отчётности. Они могут разниться, поэтому поговорим о них подробнее.

Какие бывают аудиторские заключения

Всего пять типов, в которых стоит разобраться.

Согласно классификации международного стандарта аудита 705, заключение может быть немодифицированным и модифицированным. Вместе они объединяются в пять типов:

  1. Безоговорочно положительное (немодифицированное аудиторское заключение). Проверяющие не обнаружили нарушения, вся документация сдана в соответствии с установленными методами, а отчёт отражает все факторы, влияющие на финансово-хозяйственную деятельность. Бухгалтерия явно знает, как подготовиться к аудиту компании.

Далее идут модифицированные мнения.

  1. Безусловно положительное мнение. Всё отлично, но аудитор считает нужным указать обстоятельства, которые окажут незначительное влияние на финансовую отчётность.
  2. Заключение с оговоркой. У аудиторов есть претензии к отчётности. В этом случае указываются спорные моменты, чья достоверность ставится под сомнение. Компания прошла аудиторскую проверку, но в будущем она должна внимательнее отнестись к отчётности.
  3. Отрицательное заключение. Компания допустила просчёты, из-за которых отчётность не может отражать реальное положение дел.
  4. Отказ от выражения мнения. Используется, когда проверяющий не видит возможности получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства.

Какие компании должны проходить обязательный аудит

Некоторые могут жить без аудита. Другим закон предписывает проходить через него ежегодно.

Глобально аудиторские проверки делятся на обязательные и добровольные.

Обязательная. Регламентируется законом Российской Федерации (о нём далее), проводится один раз в год.  Исполнителями выступают только аудиторские компании, а сам процесс находится под контролем государственных органов или выполняется на базе решения судебных органов.

Добровольная (инициативная). Инициируется самой компанией. Допустим, владелец хочет узнать корректность действующей финансовой отчётности и избежать потенциальных проблем с Налоговой.

Вернёмся к обязательным проверкам. Законодатель закрепил перечень организаций, обязанных проходить аудит. Это:

  • акционерные общества;
  • компании, чей объём выручки за предыдущий год превысил 400 млн рублей;
  • компании, чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам;
  • кредитные и страховые компании;
  • если компания раскрывает годовую сводную финансовую отчётность;
  • компании, в уставных капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25%;
  • если сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц;
  • компании, чья сумма активов бухгалтерского баланса на конец предыдущего года превысила 60 млн рублей.

Может ли негатив в интернете повлиять на прохождение аудита

Напрямую негатив не может стать причиной для проверки. Максимум — подтолкнуть к более пристальному вниманию. Если о компании много негатива, то это следствие системных проблем.

Главное, что нужно знать об аудите — это регулируемая законом процедура. Даже внеплановые проверки не могут пройти просто так. Это касается и самой процедуры — изучаются хозяйственная деятельность и финансовая отчётность. Однако форма заключения более демократична, поэтому аудитор может приложить к нему скриншоты о негативных публикациях. Ведь это риск для финансового состояния, верно?

На деле всё несколько сложнее. Влияние негатива на репутацию — и, как следствие, продажи — сложно представить, как исчисляемую метрику. Для этого есть другое понятие — гудвилл. Однако он фиксируется только при покупке действующего предприятия при подведении консолидированной финансовой отчётности.

Негативный информационный фон имеет огромное значение при другой проверке — due diligence. Чаще всего её заказывают инвесторы, чтобы оценить привлекательность потенциального актива: бизнеса, недвижимости, земельного участка и т. д.

Российский бизнесмен искал партнёров для открытия компании в Европе. Заинтересованные лица нашлись, после обсуждения планов началась проверка due diligence. К сожалению, совместное предприятие не получилось. Всё дело в публикациях в СМИ, где предприниматель фигурирует как трейдер. В статьях нет негатива или криминала. Однако европейские инвесторы не захотели вести дела с партнёром, связанным с трейдингом.

В отличие от аудиторской проверки, due diligence более гибкая процедура. Поэтому подобные отказы встречаются всё чаще.

Пока в нашей практике не было случаев, когда нежелательные публикации мешали пройти аудиторскую проверку. При этом много кейсов с due diligence хватает — об этом мы подробно писали вместе с экспертами.

Стоит ли говорить аудиторам о проблемных негативных публикациях

Пока негатив не отражается в заключении по итогам аудита. Однако при необходимости о нём можно рассказать проверяющим.

Логика такая: большое количество негатива не может появиться просто так. Возможно, за этим стоят системные проблемы в управлении бизнесом. Это фактор риска, а они отражаются в заключении.

Если о компании есть негатив, об этом лучше сказать заранее. Возможно, на это не обратят внимание, но иногда имеет смысл перестраховаться. Особенно во время due diligence:

  1. Проверка всё равно найдёт отрицательные упоминания.
  2. Благонадёжный партнёр не будет скрывать ошибки и объяснит, как их исправили.
  3. Инвесторы увидят полную картину проблемной ситуации, как она появилась и какие уроки вынесла команда.

Как пройти аудиторскую проверку и due diligence? Честно отвечать о причинах появления негативных публикаций. При этом важно показать, как компания устранила проблему.

Бесплатный анализ репутации

Узнайте, что видят компании, когда ищут о вас информацию

Мы не передаём ваши данные третьим лицам
Рейтинг 4.5/5 (2 голосов)
Полезная информация? Оцените статью
Комментариев нет

Ответ

Ваш Email останется в секрете. *

Слишком короткое имя