Право на забвение: как оно работает в 2023 году
Почему закон о забвении не стал панацеей и практически забылся.
По задумке право на забвение должно было упростить защиту репутации. Отправляешь ссылку с объяснениями — и поисковики убирают несправедливый негатив. На практике инициатива разбилась о внутренние противоречия и недоработки.
Расскажем, почему самостоятельное использование права на забвение не помогает в 9 из 10 случаев.
Закон о забвении: как он должен был работать
Защита репутации без обращения в суд, новый юридический инструмент и всеобщее право на второй шанс для имиджа.
Закон о забвении — он же 264-ФЗ — приняли в России в июле 2015 года. Согласно замыслу законодателей, граждане России могут изъять из поисковой выдачи ссылки на устаревшую информацию о себе. Однако сами материалы остаются на месте. Их можно посмотреть по прямым ссылкам.
Вот что должно было получиться:
Защита репутации в один клик. «Яндекс» и Google принимают ссылки на недостоверную информацию и самостоятельно изымают её из выдачи. Заявителю достаточно подтвердить личность и предоставить доказательства правоты.
Допустим, на сайте X написано: «Иванов — взяточник». Иванов обращается к поисковикам по праву на забвение с доказательствами своей невиновности. Всё, отныне при запросе «Иванов» пользователи не увидят ссылки на негатив.
Больше не нужно ходить в суд. Теперь суд нужен для сложных случаев. Гражданин может самостоятельно обратиться к поисковикам. Чтобы защитить имидж, не нужно тратиться на юриста и полгода ходить в суд.
Оздоровление конкуренции. Доступные инструменты очистки репутации делают бессмысленным заказ негатива против конкурентов.
Если бы всё было так хорошо, этой статьи бы не было.
Право быть забытым на практике
Драматически низкий процент успешных сокрытий, лишнее хождение по судам и огласка в медиа.
Поисковики не разглашают, кто обращается к ним по закону о забвении. Мы изучили судебную практику и пришли к выводу: в основном это крупные предприниматели.
К 2023 году право на забвение само стало забываться. Причины кроются в сложившейся практике.
Поисковики оказались в пограничной зоне права. «Яндекс» и Google должны самостоятельно решить судьбу негативной информации. Иными словами, законодатель спрашивает с поисковиков как с суда, не дав им соответствующих полномочий. В таких условиях проще отказать заявителю.
Поисковики попали в незавидное положение. Если они решат, что информацию стоит скрыть, значит, она нарушает правовые нормы. А если дело касается клеветы или оскорблений? Отсюда вытекает следующая проблема.
Поисковики запрашивают решение суда. «Яндекс» и Google выбрали, вероятно, единственную верную позицию — они стали исполнителями судебных решений.
Вернёмся к примеру с записью «Иванов — взяточник». Иванов обращается в «Яндекс» по праву на забвение. Для специалистов по ту сторону экрана единственным аргументом будет решение суда, доказывающее, что информация не соответствует действительности. В суд всё равно придётся идти.
Проще запросить удаление. Если всё равно идти в суд, то зачем ограничиваться полумерами с частичным сокрытием негатива? Практичнее сразу требовать удаление информации о себе в интернете на основании защиты чести, достоинства и деловой репутации. Тогда негатив автоматически исчезнет и в поисковой выдаче.
Измерьте вашу репутацию
По какому запросу вас ищут в Google или Yandex?
Как использовать право на забвение
Чтобы воспользоваться законом о забвении, достаточно заполнить анкету, быть на связи и подготовиться к обращению в суд.
Предварительно убедитесь, что информация распространяется с нарушением законов, она недостоверна или неактуальна.
Чтобы удалось воспользоваться правом на забвение, следуйте этим советам:
Заполняйте анкету внимательно. Значительная доля отказов связана с неправильно оформленными анкетами, неполнотой представленных данных и скудными объяснениями причин для забвения.
Будьте на связи. После подачи заявки специалисты поисковиков связываются с автором жалобы. Если этого не удалось сделать, заявку аннулируют. Поэтому оставляйте в анкете только действующие контакты.
Соберите все доказательства. Максимально подробно распишите, почему запрашиваемая информация должна быть скрыта. Само собой, лучше внутренне готовиться, что запросят решение суда.
Риски использования права на забвение
Заявитель может только усугубить положение. Часть информации скроют, но СМИ напишут об этом случае, создав новые упоминания о негативе.
Депутат Госдумы Валерий Гартунг скрыл о себе около 40 ссылок с недостоверной информацией. Нет, у нас нет шпионов в парламенте. Об этом случае написала пресс-служба суда, а потом новость подхватил «Коммерсантъ».
Депутат хотел скрыть информацию, но получил дополнительную огласку.
Есть ещё важный момент: поисковики присылают уведомления о сокрытии сайтам, где эта информация размещена. Естественно, это вызывает ответную реакцию. Так было с Medialeaks, когда депутат Госдумы Виталий Милонов пытался скрыть статью о штурме петербургского гей-клуба. Ещё один резонансный случай — центр «Сова» рассказал о сокрытии данных о деле калужских скинхедов.
Право на забвение в России само приобрело спорную репутацию. К нему обращаются люди с неочевидными мотивами, а закон периодически пытаются отменить.
Как удалить информацию безопасно
Ремувинг поможет избавиться от негатива безопасно, легально и с пожизненной гарантией.
Ремувинг — это легальное удаление негативной информации с помощью переговоров. За время нашей работы не было ни одного пострадавшего или недовольного. Мы достигаем цели этично: никаких угроз, расправ или взломов.
Удаление негатива через суд и право на забвение связаны не только с риском огласки. Бизнес теряет время, бюджет и другие ресурсы, чтобы получить шанс убрать негатив. Самостоятельное удаление возможно, но у него есть значительные издержки.
Плюсы работы с агентством «Репутация Москва»:
★ удаление ссылки за 21 день;
★ конфиденциальность заказчика;
★ пожизненная гарантия на удалённый негатив;
★ только легальные методы работы;
★ без шумихи в СМИ и соцсетях.
Хотите узнать больше о легальном удалении негатива без обращения в суд? Оставьте заявку — мы свяжемся с вами и всё расскажем.