Выход компании на IPO. Как не провалиться на негативных публикациях

Что делать, чтобы проблемные публикации не сорвали IPO. Такое случается чаще, чем вы думаете.

Первичное публичное размещение акций или IPO — процесс затратный и рискованный. В случае успеха компания получит значительные финансовые вливания, но есть риск провала. Сегодня мы поговорим о сильной репутации как негласном условии выхода на IPO вместе с Андреем Шевченко — партнёром юридической компании «МОЖНО».

Если вы ищете подробную инструкцию по выходу компании на IPO, лучше ознакомиться с памяткой «Московской биржи».

План статьи

Заказать профессиональное управление репутацией

Мы гарантируем конфиденциальность.

Мы не передаём ваши данные третьим лицам

Как компании выйти на IPO: основные этапы

Каждый этап выхода на IPO подразумевает всё большую открытость бизнеса. Потенциальные инвесторы сами найдут дополнительную информацию о компании — для них это просчёт рисков.

Если компания хочет принять участие в IPO, ей предстоит пройти через четыре этапа.

Предварительный. Бизнес оценивает привлекательность своей модели, структуру активов, управления и прозрачность внутренних процессов. На основе этой информации определяется капитализация компании и стратегия выпуска акций: сколько их нужно и по какой цене.

Выход компании на IPO. Как не провалиться на негативных публикациях
Стоимость акций не всегда зависит от самой компании. Это видно на примере «Аэрофлота». Скриншот moex.com

По поводу прозрачности — по правилам биржевых торгов эмитент обязан предоставлять ежеквартальную финансовую отчётность. Не все бизнесы готовы к такому уровню публичности. Также статус открытой компании накладывает ответственность — неосторожные действия руководства могут привести к падению стоимости акций.

Андрей Шевченко

партнёр юридической компании «МОЖНО»

Очевидно, что потенциальных покупателей, особенно крупных пакетов акций, в высокой степени будет интересовать репутация компании, которую могут ассоциировать с ними. И, конечно, их будет интересовать прибыльность деятельности акционерного общества, напрямую зависящая от репутации.

Глобальная цель предварительного этапа — решить, стоит ли вообще компании выходить на IPO.

Подготовительный этап. Вывести акции на биржу помогает андеррайтер — как правило, это инвестиционный банк, с которым заключает договор компания. Кроме того, выбирается фондовая биржа, где будут размещены акции, и брокеры.

Государственный регулятор требует подготовить инвестиционный меморандум. Выход на IPO российских компаний на российских биржах контролирует Банк России, в США — комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC). Андеррайтер помогает подготовить меморандум.

В документе отражается информация о компании и почему она решила выйти на IPO. Если содержание меморандума соответствует требованиям регулятора, назначается дата IPO.

Основной этап. Андеррайтер собирает предварительные заявки на акции эмитента. Крупные инвесторы получают право покупки акций до их официального размещения. 

Завершающий этап. Начало обращения ценных бумаг на бирже.

Закажите бесплатный анализ репутации вашего бренда

Мы гарантируем конфиденциальность.

Мы не передаём ваши данные третьим лицам

Как негативная информация может провалить IPO

Крупные инвесторы и небольшие акционеры по-разному смотрят на негативный информационный фон. Для них желательно подготовить исчерпывающий ответ: откуда взялся негатив, правдив ли он и что бизнес будет с этим делать.

Нет дыма без огня — так и негативные публикации не берутся на пустом месте. Если бизнес не способен справиться с ними сейчас, то что будет при активном росте? Не подкосит ли это способность компании зарабатывать?

Андрей Шевченко

партнёр юридической компании «МОЖНО»

В моей практике был случай, когда проведение IPO сорвалось из-за информации о судебных разбирательствах. При подготовке первичной эмиссии акций, размещаемых на IPO, необходимо указать все обстоятельства, которые могут оказать существенное влияние на принятие решения о приобретении акций. К таким относится информация о судебных разбирательствах, участником которых является акционерное общество.

Один из клиентов, занимающийся производством и продажей товаров широкого потребления, не упомянул о нескольких судебных процессах по искам потребителей. Результат — срыв IPO и перенос его на более поздние сроки и недополучение планового финансирования на несколько миллионов рублей. В данном случае инвесторов напугала статья о том, что товар, производимый обществом, вызывает претензии потребителей. Такая информация вызывает беспокойство покупателей акций, поскольку претензии потребителей отражаются на прибыли и размере дивидендов.

Перед выходом компании на IPO стоит учесть:

Крупных инвесторов редко заботят негативные отзывы. Гораздо важнее взглянуть на финансовые показатели и отсутствие задолженностей, системных проблем на производстве и т.д. Также инвесторов интересует «родословная» владельца бизнеса и топ-менеджмента.

Выход компании на IPO. Как не провалиться на негативных публикациях

В группе Yota каждый день появляются жалобы, но оператор корректно отвечает всем недовольным. Если бы инвестор рассматривал привлекательность компании, клиентоориентированный подход стал бы индикатором заинтересованности компании в долгой работе на рынке. Скриншот vk.com

Бизнес редко испытывает неудобства из-за негативных отзывов, сильнее вредит отсутствие противовеса со стороны компании. Представители бренда игнорируют отзывы и не комментируют сомнительные публикации — возможно, руководство оторвано от реальных позиций бизнеса на рынке.

Инвесторы — особенно крупные — любят честных. Если о компании есть негативные публикации в СМИ и у блогеров, об этом лучше рассказать заранее, но с позиции силы. Возможно, прошлые ошибки изменили стратегию или заставили пересмотреть подход к работе, поэтому сейчас компания развивается.

Выход компании на IPO невозможен без проверки дью-дилидженс

Негатив в интернете важен, когда инвестор изучает окружение руководителя бизнеса, источники дохода и случаи неэтичного поведения. Однако у инвесторов могут быть и иные требования.

Акционерное общество обязано проводить аудит ежегодно. Перед выходом на IPO аудит проводится обязательно, поскольку сведения о правильности бухгалтерского учёта и состоянии финансов являются важнейшими для подготовки продажи акций. Однако здесь есть нюанс.

Выход компании на IPO. Как не провалиться на негативных публикациях

UBER прошёл IPO на фоне публикаций о системных проблемах компании. Стоимость акций упала с 45 до 38 долларов. Скриншот rbc.ru

Что нужно, чтобы выйти на IPO? Провести аудит — независимую бухгалтерскую проверку, которая должна подтвердить корректность финансовой отчётности компании. В законе ничего не говорится о проверке «репутации» или гудвилл. Он фиксируется только при покупке действующего предприятия при подведении консолидированной финансовой отчётности. Аудитор несёт ответственность за полноту и достоверность аудиторского заключения. И поэтому аудиторы не проводят оценку того, что не требуется законом.

Другое дело, что в процессе дью-дилидженс, особенно проведённого независимой организацией, гудвилл может получить оценку и быть описан в исчисляемых категориях.

Андрей Шевченко

партнёр юридической компании «МОЖНО»

Процедура дью-дилидженс (ДД) при подготовке к IPO существенно отличается от обычного ДД в сторону увеличения объёма проверяемых событий и действий. Скажем, при продаже одного из дочерних обществ одному покупателю, клиент проводит ДД только этого общества в ограниченном объёме, который требуется покупателю.

При подготовке к IPO необходимо провести ДД всего акционерного общества, как головной, так и дочерних компаний. В этот объём включаются договорные отношения, риски предъявления налоговых претензий, риски невыполнения обязательств со стороны ключевых контрагентов, проверка выполнения обязательных требований законодательства (пожарные, Роспотребнадзор, трудовая инспекция, Ростехнадзор и иные, в зависимости от вида деятельности организации), оценка имеющихся судебных разбирательств и прогноз их последствий, наличие финансовых обязательств и правильность их исполнения.

Большое внимание уделяется описанию активов акционерного общества и правомерности их возникновения, в том числе выполнение установленных процедур при регистрации прав собственности или пользования. Проверяются риски предъявления претензий со стороны третьих лиц на активы общества.

Как жить и работать с негативными публикациями

Отсутствие негатива — не условие выхода на IPO. Все ошибаются, поэтому появление нежелательных упоминаний нормально. Странно, когда бизнес не стремится исправить ошибки.

Андрей Шевченко

партнёр юридической компании «МОЖНО»

Успех при продаже акций, как любого товара, зависит от упаковки, рекламы, соответствия стоимости аналогичным товарам на рынке, наличия стимулирующих предложений. И в этом смысле провалить продажи сложно, поскольку если ошибся с ценой, то её можно пересмотреть, стимулирующие предложения можно разработать, упаковку поправить. Но если товар, так сказать, «с душком», то его не продашь.

«Душок» в случае IPO — репутация. Если инвесторам-покупателям не понравится информационный фон вокруг продаваемого акционерного общества, то никакая скидка не заставит их купить эти акции. В истории бизнеса много примеров, когда владельцы акций понесли существенные убытки или вообще остались ни с чем в результате плохой репутации.

Но ещё хуже, это сокрытие неприятной информации, поскольку недоверие в финансовой сфере невозможно изжить. Поэтому сокрытие информации от инвесторов — это прямой путь к краху IPO. А если все-таки IPO провести удастся, но негативная информация всплывёт позже, и уже не избежать возмещения убытков.

Как компании выйти на IPO, если о ней есть критически важные негативные публикации?

  1. Честно рассказать о негативе в инвестиционном меморандуме или иных документах, предназначенных для широкого круга инвесторов. При этом речь идёт о крупных публикациях. Несколько гневных отзывов вряд ли кого-то заинтересуют.
  2. Расскажите свою версию произошедшего. Если есть упоминания о судебном разбирательстве, укажите что стало его истинной причиной, в чём бизнес просчитался и какие уроки вынес.
  3. Уделите хотя бы несколько абзацев развитию репутации в широком смысле: усилению контроля качества, поддержке клиентов и т.д.
  4. Обратиться за бесплатной консультацией в агентство «Репутация.Москва».
Комментарии

У этой статьи пока нет комментариев, но вы можете быть первым

Ответ

Ваш Email останется в секрете. *