Как бороться со «складчиной» (и надо ли)

Обновлено 25.11.2024
post thumbnail

Инфобизнесмены говорят: если курс не украли, вероятно, он не очень-то и хорош.

Обычно мы рекомендуем искать подход к автору, договариваться с ним, находить обходные пути, но тут другой случай. «Складчина» — воровство, поэтому нужно бороться юридически.

request call image
Легально и без шума удалим негатив, мешающий бизнесу
lock image Это конфиденциально Мы не передаем ваши данные третьим лицам

Как работает авторское право в России

Хорошая новость: создатель курса признается его владельцем по умолчанию. Плохая новость: с большой долей вероятности интеллектуальной собственностью суд признает законченное произведение, а не идею или концепцию.

Если человек что-то создал, закон признает его авторство по умолчанию. Написали пост в Facebook? Это результат интеллектуальной деятельности, значит, вы его автор. Впрочем, к репостам это не относится.

ГК РФ

Статья 1228

Автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат.

Закон защищает как целое произведение, так и его части. Исключение — цитирование. Если указали автора, источник и процитировали не слишком много, то с точки зрения закона все в порядке.

Важно разобраться с концепцией идеи и конечного произведения. Допустим, Иван вместе с друзьями обедал в кафе. Он поделился задумкой:

Иван

придумал идею курса

Есть много курсов про переговоры, но им не хватает хороших примеров. Я планирую создать курс, где буду показывать записи реальных холодных звонков, встрою интерактивный тест, а в конце люди смогут протестировать знания на реальных клиентах.

Спустя месяц друг Ивана запустил похожий курс. В этом случае закон вряд ли поможет автору идеи. Вообще, в законе нет определения понятия «идея», а практика размыта.

Однако Иван не раскрыл технических подробностей: платформу, как именно будет работать тест, откуда возьмутся клиенты для проверки знаний и т. д. Чтобы бороться со «складчиной», лучше защитить свой продукт. Например, депонированием.

Депонируйте курс заранее

Воровство контента — вопрос времени, однако это не означает, что к нему не нужно подготовиться.

В издании Т—Ж публиковали рассказ человека, чей курс украли до того, как он успел его разослать покупателям. Украсть могут что угодно и когда угодно. Поэтому будет лучше подготовиться заранее.

Удаление курсов со складчин

Боимся, что 1200 рублей для подобного проекта недостаточно. Скриншот fl.ru

Чтобы бороться со «складчиной» было проще, можно депонировать авторские права у юристов по интеллектуальному праву.

Депонирование фиксирует, что в определенный момент времени произведение конкретного автора существовало в определенном виде.

Иными словами, депонирование значительно облегчает защиту интеллектуальной собственности. Стоимость услуги варьируется от 3 до 25 тыс. рублей.

  1. Подается заявление на регистрацию объекта авторских прав в Российское авторское общество (РАО), РАО Копирус или частные депозитарии.
  2. Правообладатель заключает договор о передаче произведения на хранение.
  3. Эксперты депозитария оформляют необходимые документы.
  4. Правообладатель получает свидетельство о регистрации объекта авторских прав. Обычно на регистрацию дается один месяц.

Альтернативный вариант — во всех материалах указывать запрет на копирование материалов. Если это видеоурок, запрет можно проговорить в начале и конце, поставить копирайт.

Все это не убережет от копирования, но облегчит борьбу за свой интеллектуальный труд.

Как удалить «складчину» самостоятельно

Все дороги ведут в суд и Роскомнадзор, но лучше начать с жалоб и попыток разобраться по-человечески.

1. Написать администратору ресурса. Некоторые ресурсы пользуются тем, что создатели курсов не отслеживают все случаи «складчины», поэтому до них не доберутся. Если ситуация меняется, им проще удалить инфопродукт, чтобы не иметь проблем с законом.

В письме укажите, что сайт ведет незаконную деятельность, распространяя конкретный продукт, что подпадает под состав статьи 146 УК РФ «Нарушение авторских и смежных прав».

Автор курса

Здравствуйте!

 

На вашем сайте ведется незаконная деятельность — сбор средств для совместного приобретения моего авторского курса: site.ru/classes/kak-pogladit-kota

 

Данный курс индивидуальный и не предназначен для группового потребления. Также использование продукта допускается только на индивидуальных условиях. Ваши действия подпадают под состав статьи 146 УК РФ «Нарушение авторских и смежных прав».

 

Требую прекратить нарушение моих исключительных авторских прав, удалив указанные материалы и ограничив к ним доступ пользователей сайта. В противном случае буду вынужден обратиться за защитой прав в правоохранительные органы.

Хороший образец заявления в открытый доступ выложили эксперты Rush Agency. Спасибо им за это.

2. Связаться с информационным посредником. Борьба со «складчиной» упрощается, если организаторы используют сторонние площадки: Авито, социальные сети или мессенджеры.

В этом случае можно написать модераторам площадки и пожаловаться на распространение вашего контента. Здесь и пригодится свидетельство о регистрации объекта авторских прав (депонирование).

Как правило, информационные посредники идут навстречу правообладателям. Даже Telegram перестает быть прибежищем пиратских ресурсов. Недавно там удалили канал «Рынок шкур», на котором появлялись данные о девушках, якобы занимающихся эскорт-услугами. Как говорил один литературный персонаж, лед тронулся.

Важные моменты: поисковик не признается информационным посредником, а жаловаться нужно не на «складчину» в целом, а на распространение именно вашего произведения.

3. Идти в суд. Это большая тема, и консультироваться лучше с профессиональными юристами. Отметим, что при подаче заявления необходимо запросить предварительную блокировку для обеспечения защиты авторских прав.

Иными словами, рассмотрение дела еще идет, но Роскомнадзор на всякий случай заблокировал доступ. Требование удовлетворяют в половине случаев. Это решит проблему до полного удаления со «складчины».

request call image
Поможем убрать инфопродукт со «складчины» легальными методами
lock image Это конфиденциально Мы не передаем ваши данные третьим лицам
Будьте первыми
comment avatar image
Как вы закрываете вопрос с репутационным менеджментом в компании?
Редакция Репутация Москва
Развивайтесь в антикризисных коммуникациях
Свежие исследования, обучающие материалы, кейсы от бизнес-экспертов — каждый месяц в нашей подборке
Посмотреть пример дайджеста