В этой статье расскажем о 10 основных финансовых показателях бизнеса, которые формируют полную картину по компании.
Финансовые показатели нужны для того, чтобы объективно (а не интуитивно) оценить, растет ли бизнес, эффективно ли он работает, здоров ли он вообще.
План статьи
Список ключевых финансовых показателей бизнеса
Есть ошибочное мнение, что хорошая выручка компании — залог успеха. Какие проблемы могут быть у организации, которая, к примеру, получает по несколько сотен миллионов в месяц? Но если вникнуть в основные финансовые показатели эффективности бизнеса, может оказаться, что эти сотни миллионов кое-как расходы покрывают, не то, что дают хорошую прибыль.
1. Выручка
Как посчитать: сложить сумму всех выполненных обязательств перед клиентами. Важно: не путайте выручку и деньги в кассу. Простой пример, чтобы понять разницу: 15 мая вам внесли предоплату за создание сайта (это деньги), 20 июня вы сдали сайт заказчику, и он его принял (это выручка).
В каком отчете смотреть: отчет о прибылях и убытках (ОПиУ).
Как проанализировать: хорошо, если выручка растет от месяца к месяцу — это значит, что компания стабильно наращивает мощь своего продукта.
2. Расходы
Как посчитать: просуммировать все реальные расходы компании. Что значит реальные? Вот смотрите: у вас мебельная фабрика, и вы заплатили 100 000 рублей за древесину. Это не расход, потому что древесина вот она, лежит у вас на складе. По сути, вы просто обменяли актив «деньги» на актив «древесина».
А когда вы взяли древесины на 20 000 рублей, сделали 10 стульев и продали их — вот тогда в расход пойдут эти 20 000 рублей.
В каком отчете смотреть: отчет о прибылях и убытках (ОПиУ).
Как анализировать: через долю расходов в выручке компании. Сам по себе рост расходов ничего не говорит — может быть, вы больше тратите, потому что делаете больше продаж, это нормально. Но если раньше на 1 млн рублей выручки у вас было 200 тысяч расходов (20 %), а стало 500 тысяч (50 %), то это уже повод задуматься.
3. Чистая прибыль
Как посчитать: выручка – расходы – налоги – проценты по кредитам – амортизация = чистая прибыль.
В каком отчете смотреть: отчет о прибылях и убытках (ОПиУ).
Как анализировать: смотрите не только на рост прибыли, но и на темп ее роста. Если уже 5 лет прибыль около 10 миллионов и растет тысяч на 50 в месяц — это больше похоже на стагнацию.
4. Рентабельность чистой прибыли
Как посчитать: чистую прибыль разделить на выручку.
В каком отчете смотреть: отчет о прибылях и убытках (ОПиУ).
Как анализировать: этот показатель — про эффективность заработка прибыли. Другими словами, сколько прибыли приходится на рубль выручки. Хорошо, если этот показатель растет или хотя бы не падает. Если падает, значит снижается эффективность продаж.
5. Соотношение поступлений и выбытий
Как посчитать: поступления минус выбытия. Здесь нужны уже не выручка и расходы, а просто деньги, которые попадают к вам в кассу и уходят из нее.
В каком отчете смотреть: отчет о движении денежных средств (ДДС).
Как анализировать: следите за тем, чтобы поступлений всегда было больше, чем выбытий. Это будет говорить о том, что компания способна генерировать не только прибыль, но и деньги. Это важно, потому что часто компания «замораживает» свою прибыль в запасах, имуществе или отсрочках для клиентов — и сидит без денег в кассовых разрывах.
6. Рентабельность собственного капитала
Как посчитать: чистую прибыль разделить на собственный капитал.
Собственный капитал — это сумма активов вашего бизнеса (деньги, запасы, имущество, дебиторская задолженность) минус обязательства (долги по зарплате и налогам, висящие кредиты, кредиторская задолженность).
В каких отчетах брать цифры: чистая прибыль — в ОПиУ, собственный капитал — в отчете баланс.
Как анализировать: сначала примите идею, что бизнес — это инструмент для умножения капитала. Такой же, как банковский вклад или акции. Инструмент дает какой-то процент годовых — это и есть рентабельность собственного капитала.
Другими словами, если рентабельность СК вашего бизнеса 8 %, это значит, что вы кладете в него свои деньги, работаете год и получаете ту же сумму плюс 8 % сверху.
Банковский вклад дал бы вам 5–6 % годовых, но вам бы не пришлось ничего делать и рисковать. Вот и думайте, нужен ли вам такой бизнес. По нашему мнению, нормальная рентабельность СК начинается с отметки в 30–40 %. Но многое зависит от сферы и возраста бизнеса, где-то и 500 % — это норма.
7. Рентабельность активов
Как посчитать: чистую прибыль разделить на суммарную стоимость ваших активов.
В каких отчетах брать цифры: чистая прибыль — в ОПиУ, стоимость активов — в балансе или в учете имущества.
Как анализировать: это показатель того, насколько эффективно вы пользуетесь активами для генерации прибыли. Одной компании для получения миллиона рублей прибыли нужно 10 станков, другая обходится 7. Следовательно, вторая работает эффективнее.
Лучше всего отслеживать рентабельность активов в динамике и следить за тем, чтобы она росла или хотя бы не падала. Если падает, значит, компания «заплывает жиром».
8. Выручка или прибыль на сотрудника
Как посчитать: выручку или прибыль разделить на число сотрудников.
В каких отчетах брать цифры: выручку/прибыль — в ОПиУ, число сотрудников — у кадровика или в зарплатной ведомости. В маленьких компаниях можно посчитать по памяти.
Как анализировать: следите за тем, чтобы компания не теряла эффективность вместе с ростом штата. Часто компания растет, но новые сотрудники не дают существенного прироста к финансовому результату компании. Задача руководителя — сделать так, чтобы давали.
9. Текущая ликвидность
Как посчитать: оборотные активы разделить на краткосрочные обязательства. Сейчас расшифруем.
Оборотные активы — это деньги, запасы и дебиторская задолженность. В общем, активы, которые быстро конвертируются в деньги.
Краткосрочные обязательства — это ваши долги сроком до года: отсрочки, невыплаченная зарплата, овердрафты и так далее.
В каком отчете смотреть: баланс.
Как анализировать: в идеале коэффициент текущей ликвидности должен быть 2 и больше. Это значит, что если все кредиторы внезапно попросят вернуть деньги, вы их спокойно вернете, и у вас еще останется столько же.
Если коэффициент близок к единице, то после уплаты долгов вы останетесь с пустым кошельком. А если меньше единицы, значит, на всех кредиторов денег не хватит.
10. Финансовая независимость
Как посчитать: собственный капитал разделить на все активы компании.
В каком отчете смотреть: баланс.
Как анализировать: активы бизнеса могут быть куплены на свои или заемные деньги. Либо бизнес просто влез в долги перед сотрудниками, клиентами, поставщиками. Коэффициент финансовой независимости покажет, за чей счет живет компания.
Например, если коэффициент равен 20 %, то только пятая часть бизнеса реально принадлежит собственнику компании — все остальное обеспечено кем-то другим.
Золотое правило: не допускать падения финансовой независимости ниже 50 %. В общем случае это правильно, но многие развивающиеся компании действуют на деньги инвесторов и хорошо себя чувствуют. Так что можно не зацикливаться на этих 50 %.
Просто следите за показателем в динамике. Если финансовая независимость снижается, и это происходит не специально — значит, пора обратить внимание на этот показатель.
Как проще отслеживать ключевые финансовые показатели бизнеса
По хорошему, основные финансовые показатели стоит рассчитать еще на этапе составления бизнес-плана: так проще отследить успех или неуспех организации.
Удобнее всего отслеживать финансовые показатели эффективности бизнеса в панели приборов. Вместо того чтобы брать цифры из разных отчетов, потом где-то их считать — все это происходит автоматически, так еще и выводится в удобном виде.
Для клиентов мы делаем панель приборов в Google Data Studio. Также список финансовых показателей конкурентоспособности бизнеса можно реализовать в 1С, онлайн-сервисах финансового учета или вообще просить вашего финдиректора, финменеджера или бухгалтера собирать панель вручную в презентациях.
Oleg
11.11.2021Хорошая статья. Просто, ясно, структурировано.
Юрий
25.11.2021Очень хорошо и доступно для понимания. Большое спасибо за такую статью