Цифровой след: что это и как удалить его из интернета
Рассказываем, почему не стоит беспокоиться о цифровом следе, можно ли им управлять и когда стоит его стереть.
Статья будет полезна:
- Специалистам по информационной безопасности
- Предпринимателям и руководителям компаний
- Всем, кто работает с данными в сети.
План статьи
Что такое цифровой след, а также как и в каких ситуациях его контролировать, рассказал руководитель отдела удаления «Репутация Москва» Игорь Архипов.
Что такое цифровой след
Цифровой след — это все сведения, которые пользователь оставляет в сети: от фото, лайков и комментариев до настроек браузера. Получают их разными путями: чем-то мы делимся добровольно, а что-то попало в интернет в результате утечек.
Такие «отпечатки» включают в себя данные из социальных сетей, электронную почту, поисковые запросы, покупки в онлайн-магазинах, геолокацию и многое другое. Данные о нас собирают различные приложения, например, ВКонтакте и YouTube изучают наши предпочтения, чтобы персонализировать рекомендации, а Яндекс Карты отслеживают местоположение, чтобы пользователю было удобнее ориентироваться.
Компоненты цифрового следа
В зависимости от способа получения выделяют два вида электронного следа.
Активный
Активный след — данные, которые человек оставил добровольно и намеренно. Например, когда вы публикуете пост в социальных сетях, где рассказываете о личной жизни или делитесь селфи, вы создаете активный «отпечаток». Сюда же относится согласие на сбор данных, которое мы даем при подписке на рассылку.
Пассивный
Пассивный след — те сведения, которые собираются без нашего участия. Они накапливаются пассивно, когда мы просто пользуемся интернетом, например, поисковыми системами — отсюда и название.
Дело в том, что когда мы занимаемся серфингом в интернете, наши действия отслеживают разнообразные трекеры. Они анализируют, какие страницы мы посещаем, какие запросы вводим, чем интересуемся, что складываем в корзину в интернет-магазине. Но не беспокойтесь, все это трекеры собирают обезличенно.
В виртуальном пространстве пользователю присваивается специальный идентификатор — ID. Вычислить по нему конкретного человека нельзя, то есть, например, если вы листали в четверг вечером подборку товаров для дома, об этом не узнают третьи лица, но по ID система узнает вас и позже может показывать рекламу магазинов с товарами для дома.
Что собирают трекеры:
- Cookie. Так называют файлы, которые браузеры хранят на компьютере пользователя после первого посещения сайта, чтобы отслеживать активность. Они могут хранить пользовательские предпочтения и настройки, а также пароли и логины, например, чтобы их не приходилось вводить заново. Чтобы компании могли использовать куки-файлы, требуется разрешение пользователя — наверняка вы встречали уведомление о сборе куки с кнопкой «Принять cookie». Согласие позволяет собирать и обрабатывать данные об активности пользователей, чтобы в дальнейшем использовать их для персонализации и рекламы.
- IP-адрес. Это уникальный адрес, позволяющий идентифицировать устройства. Он присваивается на уровне провайдера, а не устройства, поэтому отследить ваше местоположение по IP не получится — лишь с точностью до района города, но ни дом, ни тем более улицу третьи лица не узнают. Сбор IP-адресов нужен для географического таргета или, например, при организации онлайн-голосования — чтобы убедиться, что пользователь проголосовал лишь один раз.
- Информация из приложений. Сервисы и игры, которые вы скачиваете на компьютеры, планшеты и смартфоны, также собирают сведения о вас. Как правило, это местоположение и активность. Они помогают маркетологам составлять более точные портреты целевой аудитории и запускать таргетированную рекламу.
- Фингерпринт. Цифровой «отпечаток» — сочетание сведений об устройстве, от местоположения до настроек, по которому можно определить пользователя. Поэтому такая совокупность данных и называется фингерпринт — от английского слова, означающего отпечаток пальца.
Примеры следов в интернете
Вот еще несколько сценариев, по которым мы создаем «отпечатки» в сети:
Социальные сети
Соцсети, сервисы знакомств, блоги и журналы вроде VC.ru и Habr, мессенджеры — все эти платформы тоже собирают информацию о вас: сведения о регистрации и времени авторизации, историю использования аккаунта для входа в другие сервисы, активность и историю общения с друзьями и знакомыми. Они позволяют персонализировать подборки рекомендованных постов, подписок и рекламу.
Онлайн-покупки
Когда мы покупаем онлайн, сайты и приложения «запоминают» наши действия — какие страницы мы посмотрели, какими товарами интересовались, что положили в корзину, прошла ли оплата, какой способ доставки мы выбрали и куда. Впоследствии эти данные помогают маркетологам персонализировать рекламу, акции и спецпредложения, а также составлять рассылки. Кстати, данные о подписке на рассылку приложения и сайты также собирают.
Банковские приложения
Помимо истории использования продуктов, например, кредитных карт и покупки акций, банки анализируют все наши транзакции: сколько денег мы получаем и тратим обычно и на какие цели. Это позволяет выявлять аномальные переводы и блокировать их, например, если мошенники пытаются снять деньги с вашей карты.
Чем опасна доступность данных
Стоит отметить: то, что любое приложение и браузер собирают о нас какие-либо данные — вовсе не опасно. Это необходимо для нормальной работы интернета и персонализации различных предложений и рекламы. Тем не менее у доступности данных есть и опасные стороны. Вот они:
- Открытые данные могут использовать в мошеннических целях. Они помогают преступникам больше узнать о жертве перед взломом аккаунта. Также мошенники могут заниматься шантажом, найдя в сети нежелательную и даже неактуальную информацию. В нашей практике есть случаи, когда мошенники угрожали компаниям распространить нежелательные сведения и подорвать репутацию бренда.
- Открытые сведения могут стать причиной буллинга. Пользуясь материалами, которые пользователь оставил в интернете, незнакомцы могут заниматься травлей, особенно если доступная информация компрометирует его личные и профессиональные достижения.
- Доступность информации ставит под угрозу коммерческую тайну и безопасность в компаниях. Опубликовав пост о работе или открыв подозрительный файл в рабочей почте, сотрудник может нарушить коммерческую тайну. Для некоторых компаний особенно важно, чтобы никто, включая работников и владельцев, не разглашал информацию. Для завода, который производит детали для боевых машин, например, доступность данных может быть опасней, чем для других компаний. В блоге мы уже писали о том, как обеспечить кибербезопасность компаний.
Почему данные утекают в интернет
Вы могли заметить, что после просмотра каких-либо категорий товаров во всех соцсетях и браузерах вам чаще попадалась реклама этих же товаров от разных магазинов. Чтобы решить, кому показывать рекламу и как ее оценивать, нужны данные о пользователях, или Big Data.
Большие данные называют «второй нефтью», а их рынок в России, по разным оценкам, составляет до 30 млрд рублей. Но не стоит думать, что социальные сети и поисковики продают данные о нас, ведь информация обо всех пользователях и клиентах — это слишком ценный актив. Как правило, компании торгуют определенным срезом данных. Например, ВКонтакте предоставляет банкам информацию для кредитного скоринга, а телеком-операторы — о посещении пользователем различных сайтов.
Остаться анонимным сегодня в интернете невозможно, но и не стоит стремиться к этому — не оставляя персональных данных, пользователь лишается возможности получать государственные услуги онлайн, лишает себя покупок и общения. Всю информацию используют, чтобы сделать ваши взаимодействия с интернетом более удобными и простыми.
А вот если открытые данные о вас беспокоят, мешают вашей личной жизни, жизни ваших родственников и детей или карьере, можно задуматься о том, чтобы их удалить.
Как удалить цифровой след
Убрать цифровой отпечаток полностью не выйдет, но можно уменьшить количество открытых данных о вас. Вот что для этого нужно сделать.
Навести порядок в соцсетях
Нужно проверить, что вы постили в соцсетях, и убедиться, что не раскрывали конфиденциальную информацию. Например, фото, где видно номер автомобиля или адрес дома. Также не стоит подписываться на незаконные группы или ставить лайки под публикациями, которые нарушают закон, сохранять и постить фотографии, которые могут способствовать разжиганию межнациональной розни.
Подробная инструкция по удалению соцсетей есть в статье «Как удалить себя из интернета».
Отрегулировать настройки конфиденциальности
Настройки конфиденциальности есть почти у любого сервиса, и ими следует пользоваться для анонимности и приватности. А сами аккаунты стоит закрыть от посторонних пользователей, чтобы ваши посты и фотографии могли просматривать только люди, которые вам достаточно близки. Если вас беспокоит сохранность данных, в списке друзей лучше оставить только близких знакомых и родственников.
Удалить неиспользуемые учетные записи
Согласно исследованию GlobalWebIndex, в среднем на одного пользователя приходится 8,8 учетных записей. И это только те, которыми он постоянно пользуется. Чтобы сократить цифровой «отпечаток», оставить следует только самые необходимые, остальные — удалите или заблокируйте. Если это невозможно, уберите в аккаунте всю информацию о вас и позаботьтесь, чтобы этот профиль не был связан с другими вашими учетными записями.
Также порой мы регистрируем профили и забываем о них — найти такие учетные записи можно с помощью специальных сервисов, например, Just Delete Me. Как им пользоваться, рассказали ниже.
Зарегистрировать новую сим-карту
Многие приложения и сервисы требуют ввести номер телефона для регистрации — для этих целей стоит зарегистрировать отдельную сим-карту. А свой основной номер, напротив, отвязать от всех учетных записей. Так он с меньшей вероятностью попадет в руки мошенников.
Воспользоваться правом на забвение
В 2015 году был принят Закон 264-ФЗ, который гарантирует людям право на забвение. Согласно документу, любой человек может убрать нежелательные сведения о себе из поисковых систем, например, из Яндекса, Mail.ru или Google. При этом сами страницы остаются доступны, но найти их через поиск будет уже невозможно.
Удалить старые статьи в СМИ и негативные публикации
Есть информация, которую удалить самостоятельно не представляется возможным. К ней относятся:
- компроматный контент;
- статьи в СМИ;
- упоминания в профилях других людей;
- негативные отзывы и публикации.
В таких случаях просто отключить аккаунт или заблокировать не получится — придется вести переговоры с авторами публикаций, чтобы они скрыли их или удалили совсем. Чтобы не допустить конфликта интересов, можно обратиться к профессиональным переговорщикам и ревуминг-инженерам за услугой удаления информации.
Сервисы для удаления сведений о себе
Найти и убрать нежелательную информацию помогут специальные сервисы. Вот лучшие из них.
Безопасность Google
В Google можно запретить доступ к профилю, что помешает собирать о вас информацию. Для этого:
- перейдите на страницу Безопасность Google;
- выберите «Настроить доступ для сторонних приложений»;
- выбирайте те приложения, которым хотите закрыть доступ, и нажимайте на них;
- появится опция «Закрыть доступ», на которую надо щелкнуть.
Just Delete Me
Just Delete Me содержит ссылки на страницы по удалению аккаунтов разных сервисов. С ним удобно искать профили, которыми уже не пользуетесь.
На странице Just Delete Me есть строка поиска, с помощью которой можно найти конкретный веб-сайт. Сервис автоматически найдет и предложит ссылку. У платформы также есть расширение для Chrome.
AccountKiller
Сервис AccountKiller также помогает стирать профили. Он предлагает инструкции, как отписаться от того или иного сервиса, и дает ссылки на страницы, с которых это можно сделать. Но навигация у него не такая удобная, как у Just Delete Me.
Зато у AccountKiller довольно много гайдов по удалению — Just Delete Me не предлагает такого количества инструкций.
Как больше не оставлять «отпечатков» в сети
Чек-лист, который поможет грамотно управлять цифровым «отпечатком»:
- Соблюдайте кибер-гигиену — нужно убедиться, что сведения, которые вы помещаете в интернет, были законными и не портили вашу репутацию. Поэтому не следует подписываться на запрещенные паблики или отправлять в сообщениях неприглядные фото. Для компаний это означает требовать от работников и менеджеров, чтобы они соблюдали кибер-гигиену.
- Используйте программы для цифровой анонимности. Чтобы не оставлять «отпечатков», можно использовать анонимные поисковые системы. Например, DuckDuckGo — поисковик, который не передает данные третьим лицам, не запоминает историю запросов и переходов по страницам. А плагин Ghostery для Chrome блокирует все трекеры на страницах.
- Настройте конфиденциальность в приложениях и социальных сетях. Закройте все публичные профили, почистите список подписчиков, а также следите за настройками конфиденциальности на всех устройствах и в приложениях. Серьезно относитесь к тому, что публикуете в соцсетях. Не выкладывайте фотографии, где видно номер машины, дома или персональные данные на авиабилете — их могут использовать мошенники для взлома аккаунтов и шантажа.
- Стирайте ненужные профили. Если вы профилем уже не пользуетесь, его лучше удалить, чтобы не оставлять лишних «отпечатков».
Часто задаваемые вопросы
-
Какие сведения обо мне находятся в сети?
В открытом доступе о вас очень много данных: селфи, электронная почта, настройки вашего браузера, история поисковиков. Но это не страшно, а иногда и полезно, например, вы получаете таргетированную рекламу.
-
Опасно ли то, что данные обо мне есть в открытом доступе?
Нет, это не опасно и вполне нормально. Конечно, сведения будут искать мошенники, но обычным людям эта возможность не сильно угрожает, если они практикуют кибер-гигиену. А для знаменитостей и владельцев бизнеса опасность возрастает.
-
Можно ли не оставлять сведений о себе в сети?
Это невозможно. Даже если вы лично ничего не будете указывать, пассивно сведения все равно накопятся. Но это не опасно, главное — практиковать кибер-гигиену.
-
Как контролировать информацию обо мне в открытом доступе?
Делитесь в сети только безопасными сведениями, следите за настройками конфиденциальности и удаляйте аккаунты, которые больше не нужны.