Сервисы сквозной аналитики

Мы интегрировали Rick.ai. Рассказываем, зачем это сделали и почему вам тоже стоит обратить внимание на системы сквозной аналитики.
Сервисы сквозной аналитики нужны бизнесу, тратящему в месяц на рекламные кампании 100 тыс. рублей и больше. Аналитика поможет отследить путь клиентов, найти слабые стороны в маркетинге и даже пересмотреть подход к продвижению.
Мы попросили экспертов из Rick.ai прокомментировать наш рассказ.
Сервис сквозной аналитики: что это такое
Работу системы сквозной аналитики можно сравнить с виртуальным помощником из фантастических фильмов. Обычно он есть у капитана космического корабля. Помощник в реальном времени оценивает состояние судна, ситуацию за бортом и прогнозирует результаты тех или иных действий экипажа. Система сквозной аналитики делает нечто похожее, но с маркетингом.


![]()
Мы в Рике учитываем нюансы, которые человеку физически невозможно отловить, даже если это прокачанный аналитик. Нюансов в сквозной аналитике ужасно много: ошибочно атрибутировался канал, не учли НДС в расходах на рекламу, не записался идентификатор пользователя или транзакции, возникли дубли и т. д. Из-за этого всегда что-то идет не так, данные искажаются, и аналитик, маркетолог, продакт, руководитель, собственник делают неверные выводы.
А пойти что-то не так может, потому что маркетолог ошибся в utm-метках, неправильно их обновил или написал с ошибкой; тайм-зону не учли, когда создавали рекламный кабинет, и это больше нельзя откатить; выкатили новый релиз сайта, и были проблемы со счетчиком; поломали воронку и не заметили этого и т. д.
Илья Красинскийоснователь и CEO Rick.ai
Система сквозной аналитики помогает отследить путь клиента от первого касания с брендом до оформления сделки. При этом в профиль клиента заносятся не только клики и время, проведенное на сайте, но и звонки, посещение офиса и многое другое. Иными словами, она умеет собирать данные, обрабатывать их и визуализировать.
Система сквозной аналитики – техническое решение для бизнеса, желающего сделать свой маркетинг максимально эффективным.
Техническое решение собирает и визуализирует данные, но работа с информацией, интерпретация результатов и принятие решений остаются за человеком.
Зачем это нужно нам (вероятно, вам тоже)
Раньше мы не могли отследить путь клиента по воронке продаж. Были гипотезы и опросы самих заказчиков, но подобные вещи лучше знать заранее. Мы работаем с Amo CRM, но она по очевидным причинам не подходит для аналитики.

В сентябре 2019 года мы стали участниками программы «Акселератор ФРИИ». Это заставило пересмотреть взгляды на работу и многое изменить. Нам объяснили: без сервиса сквозной аналитики бесполезно говорить о реальной стоимости клиента и рациональном использовании рекламного бюджета.
![]()
Необходимость в сквозной аналитике обычно возникает, когда появляются значимые расходы хотя бы от 100 тыс. руб. на онлайн-кампании и надо считать, как эти расходы окупаются в деньгах. Расходы на рекламу и поведение пользователей на сайте учитываются в одних системах – рекламных кабинетах и Google Analytics, а деньги с продаж отслеживаются уже в других системах – в CRM-системе или базе данных. Отсюда и появляется потребность связать данные между рекламными кабинетами, сайтом и CRM.
Что касается реальной стоимости клиента, то здесь важно проверить, что в системе аналитики эта стоимость считается именно по 1 клиенту, лиду или пользователю. Часто пользователя путают с кликами, сессиями, визитами, а клиента и лида путают с заказами. Один пользователь может совершить несколько сессий и кликов. Один лид (потенциальный клиент) – несколько заказов. И только если есть оплаченный заказ, лид становится клиентом. Если метрика перепутана, то в методологии или системе аналитики вы получаете случайное число с ошибкой и сделаете из него неверные выводы. Бог с ним, что расчеты получаются некорректными. На основании этих расчетов вливаются бюджеты в кампании, которые не могут принести продажи и будут убыточны, тратятся силы и время команды на то, что не приносит рост бизнесу.
Илья Красинскийоснователь и CEO Rick.ai
Получается, сервис сквозной аналитики нужен, чтобы:
- Найти неэффективные рекламные кампании.
- Сэкономить деньги, время и иные ресурсы на сведении маркетинговых данных.
- Узнать реальную стоимость одного клиента.
- Свести в одном месте данные по рекламным затратам, веб-аналитике, колтрекингу, данные из CRM и т. д.
- Формировать рекламный бюджет из реальных показателей.
- Знать, как в действительности в компанию приходят клиенты.
Почему бы не сделать систему самим?
Формально процесс создания собственной системы сквозной аналитики кажется несложным. Нужно связать вместе внешние данные и приложить к ним некую систему подсчета, потом докрутить визуализацию. На деле все гораздо сложнее.

Вот три главные причины (можно привести больше, но и их достаточно):
- Главная проблема не в техническом решении. Нет сложности сделать некую программу и заставить ее работать корректно. Проблемы начинаются, когда надо связать вместе рекламные каналы, поведение пользователей и оплату. Системы просто неверно считают число пользователей, заявки и методы привлечения.
- В аналитике сложно найти ошибки. Разработчики не любят разбираться в аналитике, а баги могут вскрыться в самый неподходящий момент. Минимальную работоспособность самописной системы сквозной аналитики проверить не сложно, но она часто ломается по следующей причине.
- Аналитика – вещь хрупкая. Достаточно присоединить новый источник, подключить модуль – и алгоритм откажется работать. В запущенных случаях алгоритм придется переписывать.
![]()
Большая ошибка – начать пилить самописную систему, не оценив масштабы этого решения. Кажется, что это можно сделать быстро. В реальности это займет год-полтора, и без системы мониторинга ошибок цифры в ней будут некорректны. Команды, которые считают, что это не так, либо принадлежат к 30 компаниям в России со штатом дата-сайентистов, опытных разработчиков больше 10 человек, либо просто не знают, как найти ошибки в точности. Ошибок там действительно много: тайм-зоны, идентификаторы, путаница методологии и кажущаяся простота google analytics measurement protocol, в который легко записать что-то, но очень нелегко проверить, что записали осмысленные данные.
Вторая ошибка – полностью довериться готовому решению и не следить за данными. Очень обидно подключить систему и через год обнаружить, что данные с кабинетами и CRM не сходятся и с ними нельзя работать. За аналитикой нужно регулярно присматривать. Мы показываем клиентам, что происходит с их данными – для этого мы реализовали в Рике систему автоматического мониторинга ошибок данных. В Рике уже есть 35+ алгоритмов проверки точности данных. Если точность снижается, Рик создает инструкцию, что нужно поправить.
Илья Красинскийоснователь и CEO Rick.ai
Сложно ли внедрить сквозную аналитику?
На момент написания статьи интеграция Rick.ai еще не закончилась. Она продолжается второй месяц и займет какое-то время. На то есть несколько объективных причин.
- Маркетинг в компаниях разный. У нас значительная часть трафика приходит с SEO-запросов, но так делают не все компании. При этом мы хотим видеть подробную аналитику контекстной рекламы.
- Установить и пользоваться не получится. Чтобы сервис сквозной аналитики заработал, нужно предоставить все возможные данные. Может случиться так, что часть процессов придется оцифровать, чтобы идентифицировать клиента. Допустим, пользователь X кликнул на контекстную рекламу, изучил сайт, вышел, а через несколько дней позвонил. Нужно, чтобы система привязала эти действия к одному человеку.
- Возможно, потребуются доработки. Мы попросили экспертов Rick.ai сделать функцию, чтобы видеть не ключевой запрос, по которому поисковик вывел нашу страницу, а фразу, которую запросил клиент.
![]()
Если говорить о подключении Рика, мы инвестировали два года разработки, чтобы упростить подключение: чтобы Рик сам понимал, какие задачи надо сделать, сам мог написать инструкцию, подсказал, какие ошибки допущены, и протестировал выгрузку из CRM, импорт расходов из рекламных кабинетов, корректность utm-разметки, корректность записи данных CRM, качество установки счетчика, как можно быстрее подсказал, что работает неточно.
У нас есть кейсы подключения за 2-4 часа. Подключение состоит из двух частей. Импорт расходов в Google Analytics происходит за первый же час. Подключение CRM занимает от 1-3 дней, если это Amo CRM, или 1-2 недели – в зависимости от нюансов на стороне бэкэнда и CRM.
Илья Красинскийоснователь и CEO Rick.ai
Внедрение сервиса сквозной аналитики – это звонки, уточнения в рабочем чате, проверки и снова уточнения. Однако на кону точность рекламного бюджета и экономики бизнеса в целом. Поэтому подобная дотошность оправдана.
В Rick.ai считают: «Аналитика – тема сложная, и команда заботы ни в коем случае не оставляет клиентов с ней один на один».
Система сквозной аналитики Rick.ai: почему выбрали ее
Мы рассматривали несколько решений, но остановились на Rick.ai. Подкупила общая философия системы. Это помощник, экономящий время специалиста. Здесь есть подсказки, которые указывают на проблемы и сразу же предлагают решения.
Методология самого продукта выстроена так, чтобы вы могли находить слабые места у вас в бизнесе – основатель сервиса помог сотням компаний в том же «Акселераторе ФРИИ» посчитать юнит-экономику и понять, почему она не сходится. Эта логика и опыт заложены в продукт.
![]()
Рик позволяет находить причины неэффективности кампаний. Например, кампания может быть неэффективной не потому что оттуда трафик плохой идет, а потому что сайт плохо конвертирует или отдел продаж не закрывает сделки. И решение отключить кампанию в данном случае не совсем правильное. Правильнее проверить, где спотыкаются пользователи и сколько ваша компания заработает, если починить это место. А для этого надо корректно считать конверсии в воронке сайта и CRM – опять же, по клиентам: уникальным пользователям, лидам и покупателям. Часто конверсии считают по визитам, сессиям, заказам или целям, а это, как я уже говорил, неверно. Мы получаем какое-то случайное число. Не понятно, можно ли на основе этого числа сделать выводы.
И еще: искать узкие места надо не по всем пользователям, а как минимум посмотреть их в разрезах по новым и старым пользователям, устройствам. Потому что у этих пользователей разная степень подогретости и разный интерфейс и контекст изучения сайта.
Илья Красинскийоснователь и CEO Rick.ai
Пока мы в процессе погружения в инструментарий Rick.ai. Говорить об эффективности можно спустя полгода – мы обязательно вернемся к этой теме.
Если вам интересны системы сквозной аналитики, рекомендуем обратить внимание на Rick.ai. У него есть бесплатный пробный период.