Юрий Хейзе: «Репутационный контроль — обязательное условие для бизнеса»

Обновлено 25.11.2024
post thumbnail

Почему россиянам все труднее понравиться международным органам контроля и что с этим делать.

Доступность информации развязала руки европейским и американским комплаенс-агентам. Теперь проверка клиента занимает считаные часы, а большую часть работы выполняет автоматика. В проигрышном положении оказались российские бенефициары, не следящие за собственным информационным портретом.

О возросшей роли репутационного контроля рассуждают старший партнер NOA circle Юрий Хейзе и основатель агентства «Репутация Москва» Арсений Катков.

request call image
Поможем исправить репутационные ошибки быстро и безопасно
lock image Это конфиденциально Мы не передаем ваши данные третьим лицам

Почему россияне становятся рискованными клиентами

Комплаенс в иностранных банках должен убедиться в благонадежности клиента. Однако при анализе российских резидентов неизбежно возникают коллизии — иностранцы «плавают» в отечественном праве и историческом контексте.

Юрий Хейзе: В работе с иностранными активами российскому бенефициару придется иметь дело с комплаенс-агентами. Их задача — убедиться, что человек ведет свою деятельность в полном соответствии со всеми национальными и международными законами, а также профессиональными стандартами и принятой деловой этикой.

Комплаенс-агенты видят человека максимально обезличенно — сквозь призму баз данных и графиков. Изображение refinitiv.com

Практики комплаенс обязательны при покупке недвижимости, открытии банковского счета, отправке заявки на ВНЖ и других операций в иностранных юрисдикциях. На первый взгляд, никаких рисков нет — достаточно быть законопослушным гражданином. На деле проверку проходит репутационный контроль человека.

Банк не возьмется за проведение операции, пока не убедится в ее безопасности и законности. Все-таки комплаенс — это система защиты, а не нападения.

Комплаенс-агенты находятся в двоякой ситуации.

С одной стороны, они несут персональную финансовую ответственность вплоть до уголовной. С другой, они не являются экспертами по российскому праву, что абсолютно нормально. Как следствие, агент не ориентируется в специфике российского законодательства, налоговой системе или работе госорганов.

С большой вероятностью капитал российского бенефициара сформировался во время форсированных финансовых, экономических и налоговых реформ. К примеру, в девяностые годы. Это было время ежедневно меняющихся правил, и применять к этому периоду нормы актуального европейского законодательства некорректно.

В результате комплаенс неверно трактует происхождение средств российского клиента, а информационное пространство лишь подтверждает его догадки.

Игнорирование репутации только усугубит положение

Комплаенс-агенты воспринимают информационный портрет человека как должное. Предполагается, что он ведет репутационный контроль и его устраивает нынешний медийный образ.

Юрий Хейзе: Российской практике управления репутационными рисками далеко до европейских и американских аналогов. Право на забвение действует с 2016 года, и пока его механизмы сложно назвать прозрачными. Наказание за фейковые новости ввели буквально два года назад, но проблемы с культурой проверки источников в один миг это не искоренило.

Без должной подготовки выиграть суд не поможет даже административный ресурс. Скриншот kommersant.ru

Если в России журналист опубликует непроверенные факты, он почти ничем не рискует. Мне могут возразить и привести яркие кейсы с миллионными исками. Таковые действительно есть, но они мотивированы. Говорить об общепринятой практике не приходится.

Российским деньгам изначально присваивается высокая степень риска. Со стороны комплаенс это влечет дополнительные вопросы к источникам происхождения капитала. Это устоявшаяся практика.

Предположим, человек осведомлен о негативных публикациях, но ничего с ними не делает. Ему очевидно, что это фейк на сомнительном сайте. Однако автоматизированные системы комплаенс-агентов все это анализируют и присваивают человеку степень риска. Такие заключения клиенту не предоставляются по требованию законодательства, поэтому ему остается гадать, что пошло не так.

Мы прекрасно понимаем, что ситуация не изменится, пока капитал не перейдет к следующим поколениям. Таким образом, комплаенс-агент видит рисковую зону по территориальному признаку. К тому же он находит публикации в СМИ, не имея возможности проверить их релевантность, соблюдение процедур при публикации со стороны журналистов. Из-за этого у банка может сложиться совершенно неверное представление о капитале клиента. Есть очень много казусных кейсов на этот счет.

Оценка репутационных рисков на примере двух распространенных кейсов

Россиянам осложняют жизнь аффилированные источники, связи со скандалами и участие в информационных противостояниях.

Аффилированные источники. Наиболее очевидная история — когда российскому гражданину мешают именно такие источники. Приходится иметь дело с негативом из желтого издания, которое хорошо индексируется и попадается комплаенс-агенту.

Проблема сама по себе не критическая — технологии репутационного контроля позволяют тем или иным образом нивелировать фейковые публикации.

Подобные кейсы распространены, потому что в России не сформирована четкая потребность в информационной гигиене. Предпринимательское сообщество уверено, что никто ничего не отслеживает, но это не так. Бывает, человек в самый неподходящий момент узнает, что про него на условном «сплетни.ру» написана абсолютная ерунда.

Косвенное участие в скандальном кейсе. Более сложная ситуация, когда человек проходил свидетелем по какому-то делу, участвовал в опросе или в буквальном смысле шел мимо. В таких кейсах без привлечения консультанта ничего не добиться. И как раз задача консультанта — объяснить с юридической точки зрения иностранному комплаенсу, что никаких претензий к этому человеку от российских госорганов быть не может.

Репутационный контроль — как начать его вести

Контроль репутации начинается с мониторинга и понимания собственных сильных сторон.

Арсений Катков: Разделим анализ репутации на два больших этапа. Первый — явный. Сюда входит оценка негатива в поисковиках и через специальные программы вроде YouScan или Brand Analitycs и т. п. Открыть, ввести запрос и искать.

Второй этап включает информацию, которую успели включить в World-Check — наиболее авторитетную базу данных с информацией о «высокорискованных» гражданах и организациях.

Скриншот refinitiv.com

Здесь сложностей нет — достаточно зайти на специальную страницу на сайте разработчика базы данных. Пролистните страницу вниз, пока не увидите надпись «Submit a data subject access request». По ней найдете анкету, где нужно выбрать «Am I on World-Check?» и заполнить данные. После подтверждения личности вы в течение 10 рабочих дней получите выписку.

База не статична, поэтому нормально требовать удаления или изменения части данных о себе, если это мотивировано объективными причинами и подтверждено документально. Это должно войти в обязательный репутационный контроль.

Наличие репутационной гигиены на сегодняшний день — это не блажь или вопрос настроения, а необходимость в транспарентном мире, где информация передается мгновенно. У человека есть гигиена зубов, гигиена финансовая, но он должен следить также за юридической и репутационной гигиеной. Это касается абсолютно всех.

Я верю в онлайн и придерживаюсь концепции киберпанка: технологический скачок на фоне социального упадка. Нет, это не означает, что мы вернемся в темные века. Это означает, что технологический прогресс даст фору социальным и культурным преобразованиям в ближайшие 30–60 лет. Но потом мы нагоним. Мы исправим. И все будет хорошо.

Иногда в комплаенс вмешивается политика банка

Зарплату комплаенс-агентам платит банк, и в первую очередь они опираются на индивидуальную политику финансового института.

Юрий Хейзе: Бывают периоды, когда у банков резко меняется политика управления рисками. Допустим, решили, что у них не должно быть больше 5 % клиентов с конкретным уровнем риска. По практике, среди высокорискованных часто оказываются россияне.

Были случаи, когда менеджеры банков сообщали клиентам с 5 млн долларов на счету о срочном прекращении договора. Клиент абсолютно прозрачный, просто не соответствует политике банка. Подобным в основном «страдают» крупные банки, потому что им не так критично потерять клиентов.

Грамотный репутационный контроль и крепко сделанный комплаенс-файл переводит клиента в зону меньшего риска. Даже если политика рисков поменяется.

Приведу яркий пример — иностранный комплаенс удивляется, когда видит, что человек продал недвижимости на много миллиардов, но при этом не заплатил за нее налог. Хотя в России это базовые вещи, у нас есть льгота по давности владения недвижимостью. После пяти лет владения разрешается продать и даже не декларировать — это абсолютно нормально. У иностранного комплаенса могут возникнуть вопросы, поэтому здесь нужны комментарии.

Фактически мы выполняем их работу. В интересах банковского комплаенс-агента отказать клиенту, если будут сомнения или вопросы. Никто не хочет брать на себя лишнюю ответственность. Поэтому эта услуга у нас востребована, пользуется хорошим спросом и отлично работает совместно с репутационным контролем.

Измерьте вашу репутацию
По какому запросу вас ищут в Google или Yandex?
calc loupe icon
Будьте первыми
comment avatar image
Как вы закрываете вопрос с репутационным менеджментом в компании?
Редакция Репутация Москва
Развивайтесь в антикризисных коммуникациях
Свежие исследования, обучающие материалы, кейсы от бизнес-экспертов — каждый месяц в нашей подборке
Посмотреть пример дайджеста