Методы планирования прибыли: как не ошибиться в анализе бизнес-процессов

Методы планирования прибыли

Читайте эту статью, если отчет о прибыли и убытках и следующее за ним финансовое планирование прибыли кажется вам китайской грамотой.

Предприниматель задается вопросом о прибыльности бизнеса, когда впервые заглядывает в отчет о прибылях и убытках. Поначалу непросто сориентироваться во множестве показателей. Как понять, что стоит за этими данными? Почему одни цифры уменьшаются, а другие увеличиваются? Хорошо это или плохо?

План статьи

Безопасно исправим репутацию, пока вы развиваете бизнес

Мы гарантируем конфиденциальность.

Выберите способ связи
Мы не передаём ваши данные третьим лицам

Финансовое планирование прибыли: важный нюанс

Перед тем как начать, на всякий случай напомним: прибыль не равна выручке.

Выручка напрямую связана с обязательствами, которые компания уже выполнила. Допустим, клиент оплатил ваш товар, но вы еще не отгрузили заказ. Тогда полученные деньги — это еще не выручка, а средства клиента, которые лежат на счету организации.


Важно!

Пока вы не выполнили обязательства перед клиентом, деньги на вашем счете — не выручка. Вашими они станут после исполнения договоренностей. До тех пор вы не можете пользоваться полученными средствами. Это важно учитывать при планировании прибыли и рентабельности организации.

Прибыль компании — это выручка минус расходы. Как только обязательства выполнены, можно признавать расходы. К примеру, себестоимость товара мы признаем как расход не когда купили этот товар, а когда поставили его клиенту.

Цель планирования прибыли — сделать так, чтобы доходы были максимальными, а расходы — минимальными.

Анализ планирования прибыли пошагово

1. Детализируем прибыль

В отчете о прибылях и убытках предприниматель увидит 4 вида прибыли. Давайте разберемся, для чего они нужны и в чем между ними разница.

Когда мы знаем выручку и расходы, можем вычесть одно из другого и посчитать чистую прибыль — это прямой метод планирования прибыли. Но для оценки эффективности бизнеса этого недостаточно. Поэтому мы не считаем расходы все вместе, а делим их на несколько типов. Мы постепенно вычитаем их из выручки и получаем разные виды прибыли. Такие расчеты помогают понять, насколько грамотно компания тратит деньги и как эффективно работает.

Давайте рассмотрим каждый вид расходов и прибыли.

Выручка — Переменные расходы = Маржинальная прибыль

Переменные расходы — это те, которые напрямую зависят от выручки. Например, зарплата персонала, который получает от нее процент.

Маржинальная прибыль нужна для оценки эффективности переменных расходов. Например, если компания заработала 600 тысяч, а переменных расходов у нее на 590 тысяч, то это не эффективно. Возможно, не продумана система оплаты труда, слишком высокий процент получают сотрудники от продаж или себестоимость закупленного товара слишком высокая.

Методы планирования прибыли: как не ошибиться в анализе бизнес-процессов

Маржинальная прибыль — Общепроизводственные расходы = Валовая прибыль

Общепроизводственные расходы — это те, которые можно отнести к определенному направлению бизнеса, но они не зависят от объема продаж.

В итоге получаем валовую прибыль, задача которой — показать продуктивность конкретных направлений бизнеса. В некоторых случаях валовая прибыль может указать на направления, которые тянут компанию ко дну. Так мы можем узнать, какие направления развивать, а какие стоит закрыть. Это принципиально важный момент в финансовых методах планирования прибыли.

Методы планирования прибыли: как не ошибиться в анализе бизнес-процессов

Валовая прибыль — Косвенные расходы = Операционная прибыль

Косвенные расходы — это те расходы, которые никак не отнести к конкретным направлениям бизнеса. Например, зарплата бухгалтера или аренда головного офиса.

В результате получаем операционную прибыль. Она показывает, насколько эффективна компания в своей основной деятельности, способна ли вообще зарабатывать в моменте. Если операционная прибыль отрицательная, значит, в бизнесе фундаментальные проблемы: на производство продукта тратится больше, чем на нем зарабатывается.

Методы планирования прибыли: как не ошибиться в анализе бизнес-процессов

Операционная прибыль — Налоги — Проценты по кредитам — Амортизация = Чистая прибыль

В финансовом планировании прибыли это та самая привычная прибыль, которая показывает общую эффективность компании.

Методы планирования прибыли: как не ошибиться в анализе бизнес-процессов

2. Ставим рентабельности во главу угла

На предыдущем этапе мы занимались детализацией. Сначала у нас была выручка, потом груда расходов и на выходе чистая прибыль. Анализировать такой отчет было бы сложно — слишком много гипотез пришлось бы проверить, чтобы найти причину изменений в чистой прибыли. Теперь же мы движемся маленькими шагами: через маржинальную, валовую и операционную прибыль приходим, наконец, к чистой. Легко увидеть, на каком из этих этапов была просадка.

И вот вы правильно проанализировали все виды прибыли, пришли в итоге к тому, что чистая прибыль выросла. Повод ли это для радости? Пока рано делать вывод: надо смотреть рентабельность по чистой прибыли.

Суть рентабельности — показать эффективность заработка. Представьте два бизнеса в одной сфере: у одного 500 000 рублей прибыли, у другого 2 000 000 рублей. На первый взгляд, второй лучше. А если добавить, что первый бизнес делает 1 000 000 рублей выручки, а второй — 10 000 000 рублей? Ситуация уже не такая однозначная: второй больше зарабатывает, но работает менее эффективно.

Вернемся к анализу прибыли: оценивать нужно не только рубли, но и проценты эффективности. Мы могли увеличить прибыль на 10 %, а выручка при этом выросла на 100 %. Нездоровая ситуация.

У каждого типа прибыли есть рентабельность. Чтобы ее посчитать, нужно разделить прибыль на выручку. Например, делим валовую прибыль на выручку и получаем рентабельность по валовой прибыли.

3. Проводим анализ: горизонтальный и вертикальный

Итак, у нас есть четыре вида прибыли, их суммы и теперь еще рентабельности. Чтобы сделать по ним выводы, нужно их проанализировать. Для этого используют в основном два вида анализа: горизонтальный и вертикальный.

Горизонтальный — анализ по времени. Мы просто сравниваем получившиеся показатели с тем, что было в прошлые месяцы и в аналогичном периоде предыдущего года.

Еще можно проводить сравнение фактических показателей с финансовым планом компании. Например, идет май, почти полгода прошло — значит, где-то около половины плана должно быть выполнено — вот это и проверяем. Горизонтальный анализ требуется в данном случае для того, чтобы сориентироваться: близко ли плановые показатели, надо ли поднажать. Этот метод планирования прибыли менее детализированный, чем следующий.

Методы планирования прибыли: как не ошибиться в анализе бизнес-процессов

Вертикальный — анализ структуры. Мы определяем, какую долю занимает каждый расход в выручке, и отслеживаем, не стал ли какой-нибудь расход занимать слишком много места.

Методы планирования прибыли: как не ошибиться в анализе бизнес-процессов

Желаем вам не просто считать чистую прибыль, а по-настоящему ею управлять. Для этого аналитика и нужна.

Заказать удаление отзыва без риска и с пожизненной гарантией
Выберите способ связи
Мы не передаём ваши данные третьим лицам
Комментарии

У этой статьи пока нет комментариев, но вы можете быть первым

Ответ

Ваш Email останется в секрете. *

Вверх