Как грамотно управлять налоговыми рисками и какие критерии бизнесу нужно учесть для их минимизации.
Налоговые риски возникают у каждой организации, поэтому очень важно грамотно вести учет налоговых рисков и учиться ими управлять.
У моего знакомого был неприятный случай. Главный бухгалтер полгода вел бухгалтерию клиента. С первыми доначислениями из налоговой стало ясно, что весь этот период отчетность по компании не сдавалась, соответственно, налоги не уплачивались. Штрафы и пени компания впоследствии уплатила больше чем на 200 000 рублей. После этого от штатной бухгалтерии приятель отказался и перешел на аутсорсинг.
План статьи
Управление налоговыми рисками: на что важно обратить внимание
Помимо человеческого фактора в лице нерадивого бухгалтера есть и другие налоговые риски. Рассказываю о тревожных звоночках:
- подозрительно низкая налоговая нагрузка при хороших оборотах;
- на протяжении нескольких лет в годовой бухгалтерской отчетности компания показывает убытки;
- доходы компании в отчетности практически равны расходам;
- превалирующий рост расходов компании над доходами;
- в некоторых случаях ФНС может рассмотреть низкие заработные платы сотрудников (ниже средних по отрасли или МРОТ) как фактор риска незаконной налоговой оптимизации;
- налоговые риски контрагента: работа с подозрительными контрагентами, которые не выполняют налоговые обязательства перед государством;
- компания несколько раз снималась с учета в одном налоговом органе и вставала на учет в другой;
- большой вычет по НДС;
- компания не сотрудничает с ФНС, не предоставляет пояснения по ее запросу;
- частая смена юридического адреса, руководителей компании;
- жалобы в прокуратуру и трудовую инспекцию в отношении компании.
Именно на эти критерии ФНС обращает внимание, когда решает назначить компании выездную проверку. В результате таких проверок возможны доначисления — в среднем это 7,5 млн рублей. Для уменьшения налоговых рисков важно контролировать каждый из перечисленных параметров.
Пределы налоговой оптимизации
Но минимизация налоговых рисков все же не исключает законное налоговое планирование. О какой законной оптимизации идет речь?
Прежде всего это правильный выбор системы налогообложения. К нему надо подойти серьезно и обязательно проконсультироваться с финансовым специалистом. Приведу пример из практики.
Один из клиентов моей компании пришел к нам на обслуживание с невероятно большой налоговой нагрузкой. Когда мы начали разбираться, в чем же причина, оказалось, что штатный бухгалтер вовремя не успела перейти с общей системы налогообложения (ОСН) на «упрощенку» (УСН) (после регистрации бизнеса на УСН можно перейти в течение 30 календарных дней). Клиент больше полугода уплачивал НДС и вел сложный бухгалтерский учет, который, кстати, бухгалтер тоже запустила, поэтому пришлось его дополнительно восстанавливать.
Кроме того, необходимо использовать все возможности, которые предоставляет государство. Правильное управление налоговыми рисками в исключительных случаях может дать бенефит — нулевой налог к уплате. Например, до конца 2023 года государство продлило «налоговые каникулы» для ИП.
Индивидуальный предприниматель, который имеет право на эту льготу, должен подходить по ряду критериев:
- Он зарегистрирован впервые.
- ИП использует одну из двух систем налогообложения — УСН и ПСН.
- Деятельность ИП связана с производственной, социальной, научной сферой, бытовыми услугами. А доля услуг, работ или товаров, на которые распространяется налоговая ставка 0 %, составляет не менее 70 % от общего дохода.
Важно!
Будьте внимательны, регионы наделены правом самостоятельно определять конкретные виды деятельности, которые подпадают под налоговые льготы, поэтому обращайтесь к региональному законодательству.
При этом налоговые каникулы не освобождают от акцизов, земельного и транспортного налогов, а также от уплаты страховых взносов.
А некоторые субсидии помогут приумножить баланс фирмы. Например, трудоустраивая граждан, которые с 1 января 2021 года состояли на учете в ЦЗН как безработные, юридические лица и ИП смогут получить субсидию от государства в размере трех МРОТ.
Таких способов законно экономить на налогах, учитывая налоговые риски, достаточно. Главное — владеть информацией и вовремя использовать предоставленные возможности.
Уменьшение налоговых рисков
Как вести учет налоговых рисков, чтобы уберечь компанию от штрафов и проверок?
Прежде всего рекомендую найти ответственного бухгалтера или аутсорсера. Если ваш бухгалтер будет компетентным налоговым консультантом, у него точно получится законно оптимизировать налоговую нагрузку.
Чтобы оценить работу бухгалтера и состояние бухгалтерского учета, советую проводить независимый инициативный аудит. Такая проверка поможет найти слабые места бухгалтерии, оценить компетентность вашего финансового специалиста, вовремя исправить ошибки и избежать штрафов и доначислений. А аудиторское заключение станет большим плюсом в работе с партнерами, которые также оценивают налоговые риски контрагента.
Кроме того, настоящим мастхевом для руководителей бизнеса является управленческий учет. Вовремя предоставленная финансовая аналитика помогает лучше ориентироваться в финансовых потоках компании и принимать верные управленческие решения. Как-то мы внедряли управленческий учет в процессы компании одного из наших клиентов и обнаружили, что последние полгода финансовый директор компании уводил прибыль в свой параллельный бизнес. В тайне от руководителя работник вывел из оборота 2 миллиона рублей.
Таким образом, грамотная финансовая аналитика, квалифицированные и надежные специалисты и своевременный контроль бухгалтерии и финансовых специалистов помогут управлять налоговыми и финансовыми рисками компании, избежать налоговых проверок и обеспечить законную и эффективную работу организации.
У этой статьи пока нет комментариев, но вы можете быть первым