Маркетинг авиакомпаний: кейсы по продвижению Azur air и «Аэрофьюэлз»

Обновлено 03.12.2024
post thumbnail

Как повысить узнаваемость бренда чартерной авиакомпании и поставщика авиатоплива.

Работа пресс-службы авиакомпании связана не только с проработкой негатива, даже несмотря на то, что это одно из важнейших направлений деятельности пиар-департамента. Об особенностях маркетинга авиаперевозок мы поговорили с Анастасией Дюмулен, экс-директором департамента информационной политики и коммуникаций авиакомпании Azur air и собственником агентства пропаганды & коммуникаций HD АРТЕЛЬ.

request call image
Легально удалим плохие отзывы в интернете, пока вы развиваете бизнес
lock image Это конфиденциально Мы не передаем ваши данные третьим лицам

6 лет назад продвижение чартера считалось нонсенсом

По статистике, всего 25–30 % пассажиров чартерных рейсов запоминают бренд авиакомпании, рейсом которой они летели.

У чартерного перевозчика нет прямого контакта с пассажиром до момента его посадки на борт. Перевозчик не продает физическим лицам билеты на чартерные рейсы, взаимодействуя с туроператорами, поэтому принято считать, что чартерной авиакомпании маркетинг не требуется.

Отчасти это правда, ведь не всегда при бронировании тура турист может выбрать авиакомпанию и благодаря этому запомнить ее бренд. Мы пошли другим путем, сделав ставку на маркетинг авиакомпании и развитие узнаваемости бренда AZUR air. Средств на продвижение практически не выделялось, но на протяжении пяти с половиной лет мы использовали приемы безбюджетного маркетинга. С их помощью можно успешно управлять репутацией бренда.


Важно

Работа пиарщика в авиатранспортном маркетинге — это целый комплекс коммуникаций, включающий не только информационную работу. Мы были ответственны за разработку рекламно-сувенирной продукции, создание креативных концепций и проведение ивентов. Фактически мы работали как внутреннее агентство и выполняли работу, связанную с маркетингом в авиации.

Маркетинг в авиации: как споттинги и комьюнити помогают справиться с негативом

Чтобы привлечь внимание потенциальных клиентов, мы проводили споттинги и учредили премию «Лучший AZUR’ный споттер» для участников фотоконкурсов.

Споттеры — это авиационные фотографы. Мы проводили мероприятия с их участием в различных регионах страны. Благодаря этому мы смогли:

  • охватить большую аудиторию потенциальных клиентов;
  • пополнить фотобанк бесплатными снимками;
  • получить упоминания авиакомпании в соцсетях;
  • привлечь внимание медиа (о премии «Лучший AZUR’ный споттер» написали многие новостные СМИ).

Споттинг — мощный инструмент авиационного маркетинга. В моей практике был даже споттинг всего с одним рейсом. Это случилось в Кургане, столице Зауралья, куда приехали местные споттеры, а также авиационные фотографы из Москвы, Челябинска и Тюмени. Мероприятие продлилось 5 часов.


Важно

Ивенты — важная часть маркетинговой стратегии авиакомпании. С их помощью можно создать комьюнити, которое поддержит компанию и встанет на ее защиту во время репутационного кризиса.

Перед нами стояла непростая задача: вернуть жителям Кургана веру в местный аэропорт, который долгое время был закрыт на реконструкцию. Для этого мы провели фотосессию единственного рейса, организовали экскурсии по службам аэропорта и встречу с приехавшей из Москвы Светланой Капаниной, прославленной чемпионкой мира по высшему пилотажу и воспитанницей курганского ДОСААФ.

Как мы разработали визуал бренда «Мишколет» Azur air

Наша коммуникационная служба решала множество PR-задач, в том числе разработку визуальных концепций. Одним из самых удачных решений стал проект ливреи (раскраски воздушного судна) для Boeing 777-300.

Мы должны были в кратчайшие сроки разработать ливрею для прибывающего в парк самолета. В то время Azur air выполняла рейсы только на зарубежные курорты, поэтому раскраска должна была ассоциироваться с Россией и российскими туристами.

визуал бренда

Один из медведей был нарисован на нижней части фюзеляжа боинга. Прежде ни одна авиакомпания не наносила изображение фирменного героя подобным образом

При создании образа героя мы перебрали популярные среди иностранцев клише, включая водку и балалайку. В итоге взяли за основу медведя, цветовая гамма которого напоминает цвета российского флага и авиакомпании Azur air.

визуал бренда

После успеха нового дизайна было принято решение внедрить образ медведя в SMM, детские раскраски и промо-кампании Azur air

От момента постановки задачи до оклейки воздушного судна прошло всего 2 месяца. Фото и видео боинга в новом дизайне появились на всех

каналах, посвященных авиации, а Azur air попал на первые полосы СМИ. Благодаря нашей ливрее борт стал узнаваемым по всему миру. Любители авиации прозвали его «Мишколетом».

маркетинг авиакомпаний

Ростовая кукла медведя Azur air, фото из Яндекса

Для проведения офлайн-мероприятий мы изготовили ростовую куклу героя. Синий мишка участвовал в открытии рейсов, развлекал детей в аэропорту Внуково в День защиты детей и стал почетным гостем на корпоративах.

Внедрение AR-технологий в продвижение

В 2019 году изменился маркетинг авиакомпаний, и мы задумались о необходимости использования новых форм коммуникаций, связанных с цифровой средой.

маркетинг авиакомпаний

Идей было много, но мы выбрали внедрение AR-технологий в детские наборы

Игры для детей и раскраски с AZUR’ным медведем продлевали время взаимодействия аудитории с брендом. Кроме продвижения, AR-технология позволяла в игровой форме донести до пассажиров крайне важную информацию, например,

безопасного поведения в самолете.

Нестандартные фотосессии

Хорошим инструментом для продвижения бренда стали фотосессии бортпроводников, одетых в яркую и запоминающуюся форму. Фотографии с ними вызвали большой ажиотаж в медиа и социальных сетях.

Кроме этого, мы разработали концепцию продвижения бренда на год «AZUR air — пятый элемент вашего отдыха», которая состояла из фотографий бортпроводниц, сделанных на фоне живописных пейзажей. Главными акцентами на снимках были небо, море, воздух и песок — основные составляющие курортного отдыха.

маркетинг авиакомпаний

Фотография из официальной группы Azur air в соцсети «ВКонтакте»

Продвижение в СМИ и работа с медиа

Я начала работать в авиакомпании Azur air в 2015 году. В то время нас не знали ни пассажиры, ни профессиональный B2B-сегмент.

Мы использовали СМИ как часть маркетинга авиакомпании, регулярно инициируя следующие информационные поводы:

  • открытие новых направлений отдыха;
  • пополнение парка воздушных судов;
  • появление новых услуг.

Большинство чартерных перевозчиков мало общались с авиационным пулом журналистов, хотя чартерные перевозки привлекали СМИ. Благодаря ежедневному, кропотливому анализу информационной повестки дня мы смогли интегрировать комментарии спикеров в публикации федеральных информагентств и деловых изданий.

Информационная работа сопровождалась бурным развитием авиакомпании. Благодаря стремительному росту ее производственных показателей генеральный директор Azur air появился на обложке РБК и принял участие в телевизионных проектах делового канала.

Продвижение в СМИ

Интервью с генеральным директором Azur air в РБК

Время от времени я принимаю участие в телевизионных программах, на которых озвучиваю экспертную позицию авиакомпании по вопросам авиаперелетов и туристического рынка. Вы можете посмотреть эфир с моим участием, посвященный полетам во время пандемии коронавируса, на Первом канале.

Маркетинг в авиации и СМИ: как мы продвигали топливный бизнес

До работы в Azur air я 7 лет возглавляла коммуникации в группе компаний «Аэрофьюэлз», которая занималась обеспечением авиакомпаний топливом.

В то время в авиационном информационном поле не было топливозаправочных компаний. Поэтому когда я пыталась наладить отношения с медиа, журналисты недоумевали, спрашивая: «Какая связь между авиацией и керосином? Это же тема нефтянки».

Тотальный дефицит информации о топливе в авиации стал основой стратегического маркетинга авиакомпании и поставщика топлива «Аэрофьюэлз». Совместно с журналистом из «Коммерсанта» мы внедрили в информационную повестку дня тему авиакеросина, цена которого влияет на стоимость авиаперевозок и билетов.


Важно

Чтобы привлечь внимание общественности к топливной проблеме, мы решили раскрыть аудитории процесс ценообразования топлива и рассказать о монополистах с высоким уровнем стоимости авиакеросина.

Группа компаний «Аэрофьюэлз» была первопроходцем демонополизации рынка топливозаправочных услуг. Мы первыми в стране построили новейшие топливозаправочные комплексы, которые обеспечили рынок керосином высокого качества. Появление альтернативного ТЗК снижало стоимость керосина для авиакомпаний, поэтому я была заинтересована в освещении динамики цен на топливо в СМИ и передала журналисту из «Коммерсанта» профессиональную информацию:

  • о динамике стоимости авиатоплива в региональных аэропортах;
  • рыночных тенденциях;
  • факторах, влияющих на стоимость керосина;
  • технологических процессах.

В результате нашего сотрудничества были опубликованы качественные статьи, посвященные новому рынку авиатопливообеспечения. Так группа компаний «Аэрофьюэлз» получила упоминания в СМИ, которые перепечатали другие бизнес-издания.

Благодаря этому на топливную тему обратили внимание журналисты. Они все чаще стали приходить к нам за комментариями, а спустя некоторое время СМИ запросили у нас интервью генерального директора.

Маркетинг в авиации

Интервью генерального директора «Аэрофьюэлз» в РБК

request call image
Прекратим нападки СМИ на бизнес. Легально, конфиденциально, без суда
lock image Это конфиденциально Мы не передаем ваши данные третьим лицам

Итоги работы со СМИ

Чтобы привлечь внимание к бизнесу и укрепить его репутацию, необходимо взаимодействовать с медиа. Чем чаще компания упоминается в СМИ, тем выше узнаваемость ее бренда.

Экспертная репутация поможет компании снизить уровень негатива в случае ЧП, которые нередко случаются в авиации. На заре работы в авиатранспортном маркетинге мы вручную собирали контакты журналистов, чтобы наладить связи со СМИ. В то время одно из отраслевых изданий регулярно собирало пресс-клуб, где можно было познакомиться с авиационным пулом журналистов.


Важно

Когда наша компания вышла на рынок регулярных перевозок, появилась необходимость расширить связи с журналистами и выйти на крупные новостные, отраслевые и бизнес-медиа. Чтобы получить больше упоминаний в СМИ, можно интегрировать в работу пресс-службы сервис журналистских запросов Pressfeed.

Спустя 3–4 года после начала нашей работы в сфере авиационного маркетинга гиганты нефтепереработки, производящие авиакеросин, последовали нашему примеру как в бизнесе (начали строить новые ТЗК), так и в инфополе (комментировали тему топливного обеспечения авиации). А Lufthansa поставила нашу частную группу компаний «Аэрофьюэлз» в один ряд с лидерами отрасли.

С помощью СМИ мы смогли не только осветить актуальную проблему о стоимости топлива для авиакомпаний, но и показать альтернативный взгляд на нее. Мы активно комментировали все журналистские запросы на тему авиации, и благодаря этому наша компания заработала репутацию лидера информационного поля.

Будьте первыми
comment avatar image
Как вы закрываете вопрос с репутационным менеджментом в компании?
Редакция Репутация Москва
Развивайтесь в антикризисных коммуникациях
Свежие исследования, обучающие материалы, кейсы от бизнес-экспертов — каждый месяц в нашей подборке
Посмотреть пример дайджеста