Что такое потребительский экстремизм (терроризм) и как с ним бороться

Потребительский экстремизм

Как найти управу на угрозы недобросовестных потребителей.

Представьте, вы — турагент, и у вас купили путевку на отдых, которая устраивала заказчика на 100 процентов. Он все оплатил, съездил в путешествие, а после обратился в компанию с претензией — поездка не понравилась. Вы уточнили, что именно его не устроило в туре. И в ответ получили просьбу вернуть деньги. По мнению клиента, был нарушен маршрут, а оборудование оказалось старым и некачественным. Внутренняя проверка нарушений не выявила, но потребитель все равно подал судебный иск, попросив еще и компенсацию за моральный вред. Суд встал на сторону компании, но риск получить негативные отзывы в интернете остался. Этот момент и называется потребительским терроризмом или экстремизмом. Если говорить проще, это когда клиент пытается получить выгоду за счет предпринимателя.

Даем несколько практических советов и рассказываем, какие действия помогут снизить процент возникновения подобных неприятных и рисковых для репутации фирмы ситуаций.

План статьи

Легальное удаление клеветы с пожизненной гарантией

Мы гарантируем конфиденциальность.

Выберите способ связи
Мы не передаём ваши данные третьим лицам

Потребительский экстремизм: что это такое и чем он опасен

Потребительский экстремизм — это намеренное злоупотребление своими правами с целью получения выгоды от продавца.

Еще один пример потребительского экстремизма с судебной практикой: автовладелец сдал машину в ремонт, но, принимая работу, заявил, что мастера сломали двигатель. Экспертиза в сторонней организации подтвердила поломку важнейшей детали авто. Эксперты посчитали, что двигатель повредили в результате постороннего вмешательства в работу устройства. Автомобилист потребовал от сервиса 650 000 рублей, но получив отказ, принял решение обратиться в суд.

Суд назначил независимую экспертизу, в заключении которой было установлено, что причиной поломки двигателя было неправильное использование, а не вмешательство ремонтников. Таким образом, автомастерская выиграла судебное дело и сохранила деньги и репутацию. Клиент-экстремист не получил никакой пользы, только навредил самому себе: потраченные нервы, разочарования и расходы на адвокатские услуги и экспертизу.

Согласно закону о защите прав потребителей, который позволяет покупателям злоупотреблять этими правами безнаказанно, они всегда находятся в выигрышной позиции. Законы РФ не предусматривают таких понятий, как «покупательский экстремизм» или «покупательский терроризм», и уж тем более наказание для недобросовестных потребителей. Хотя по описанию действия похожи на мошенничество, но это сложно доказать.


Важно

Уголовной или административной статьи за покупательский терроризм или экстремизм нет.

Вид обмана особенно часто применяют в отношении именно крупных компаний, которые уже утвердили репутацию и не готовы терять лицо. Таким компаниям проще заплатить за молчание, чем подавать судебные иски, предавая неприятную ситуацию огласке, и рисковать добрым именем. Ведь даже недоказанная ошибка или необоснованная претензия несет репутационный риск.

Не только огласка останавливает предпринимателей — некоторым просто не хочется тратить время и деньги на помощь юристов и суды с неопределенным результатом. Покупатели-экстремисты в своем «мастерстве» доросли до того, что могут собираться в группы и действовать сообща под видом общественной организации. Обычно они приходят в компанию с якобы проверкой, а потом требуют немыслимую сумму, чтобы не разглашать ее результаты.

Кстати, реальное общество защиты прав потребителей сразу выявляет таких экстремистов и не соглашается оказывать им помощь.

Если компания не боится суда и идет до конца, желающий нажиться потребитель переходит к следующему этапу — репутационному шантажу.

Как работает репутационный шантаж

Репутационный шантаж — это схема действия покупателя, который требует от компании вознаграждение за то, что не напишет негативные отзывы в интернете об услуге или фирме.

Поскольку негатива можно написать сколько угодно, у злоумышленника развязаны руки в назначении цены и регулярности подобного вымогательства.

Здесь действует традиционное правило — заплатив однажды, заплатишь снова. Потребитель-шантажист после получения денег не даст никаких гарантий, что не вернется снова. Кроме того, чтобы негативный контент не удалили модераторы, клиенты-экстремисты создают условия, в которых продавец и компания выглядят виноватыми.

Практика показывает, что репутационный шантаж надежнее и опаснее экстремизма. Схему действия можно найти в интернете за секунды, а написать комментарии проще, чем подать иск в суд.

С такими недобросовестными клиентами борются агентства и псевдоотзовики. Они находят и удаляют негатив в интернете на доступных площадках, правда, свой процент берут тоже.

Что делать, если пишет репутационный шантажист

Сначала надо понять, что не каждый непростой клиент — шантажист или экстремист.

Случается, что товар или услуга на самом деле не оправдали ожидания. Такие клиенты достаточно быстро могут войти в положение и соглашаются на возврат ровно той суммы, которую заплатили, полную замену товара или на предложение о компенсации услуги.

Вернемся к тому, что делать с репутационным шантажистом.


Важно

Не идти на уступки — это главное правило.

Шантажисты, как и мошенники, атакуют не все попавшиеся на пути компании. В отношении подкованных юридически они будут избегать подобной практики, поскольку знают, что здесь ловить нечего.

При этом шантажисты действуют умело. Они не будут работать по схеме «заплатят один раз — и отстану». Жалобы все равно попадут в сеть, но при этом доказать причастность такого покупателя к шантажу или мошенничеству не получится.

Стоит отметить, что под описание «репутационный шантаж» подходит множество уникальных случаев, но стратегия борьбы одна: вытянуть из автора больше информации и на ее основе подготовиться к тому, как отвечать в этой спорной ситуации.

Потребительский экстремизм: как бороться в интернете

Лучший метод борьбы с потребительским экстремизмом в интернете — это его предотвращение.

  • Обязательно фиксируйте каждое взаимодействие с клиентом — храните все документы, фото и переписки.
  • Старайтесь фиксировать также недокументированные действия, например, на камеру видеонаблюдения в офисе.
  • Разработайте и обсудите с сотрудниками последовательность действий — персонал должен выявлять проблемных клиентов по поведению как можно раньше и понимать схему работы с ними.

Важно

Если предотвратить публикацию негативных отзывов не удалось, то пишите модератору площадки, но без требований.

Важно дать понять, что вы настроены вместе с ним решать проблему, а не он обязан решить ее для вас. Лучше заранее собрать доказательства неправоты автора, опубликовавшего негатив, и предоставить модераторам.

Представители добросовестных сайтов стремятся сотрудничать, а руководители не любят, когда платформу используют для наглого обогащения и уж тем более для покупательского терроризма.

Пример обращения:

Здравствуйте! Я представитель компании X. К сожалению, на вашем портале опубликовали пост «название» пользователя «имя» по следующей ссылке. Пользователь указал, что 1.12.2022 записывался на консультацию, но в офисе столкнулся с хамством и непрофессионализмом. Дело в том, что хамил сам обратившийся. Даже больше: он пошел на шантаж и просил вознаграждение «за молчание». Просит и сейчас, чтобы не публиковать свой негатив на других сайтах. Я могу все это доказать. Скажите, как мы можем урегулировать этот вопрос?


Важно

Общаться с потребителем-экстремистом необходимо письменно, чтобы сохранить переписку.

Альбина Галеева

юрисконсульт

Соблюдение закона — основной способ защиты от потребительского экстремизма.

Компания будет уязвима для потребителей-экстремистов, если:

  • Имеет низкий уровень документационного обеспечения сделок и юридически значимых действий, в первую очередь системы продаж и работы с претензиями. В этом случае будет сложно доказать, что клиент не прав.
  • Компания предпочитает откупаться от жалобщиков и недовольных, не используя такие ситуации для выявления уязвимостей. Каждый случай предъявления претензий следует использовать для «укрепления обороны», отладки бизнес-процессов и оказания услуг, совершенствования документационного оформления отношений с клиентами.
  • Компания ведет деятельность в отраслях с высоким уровнем активности потребителей. К этим сферам относятся ретейл, продажа автомобилей и недвижимость.

Что говорит закон

Поскольку в уголовном или административном кодексах не прописаны наказания именно за покупательский экстремизм или репутационный шантаж, нужно рассматривать другие пункты, по которым получится наказать клиентов, злоупотребляющих законом о защите прав потребителей.

Альбина Галеева

юрисконсульт

Привлечение клиента к ответственности возможно в случаях, когда его действия образовывают составы административных или уголовных правонарушений. В интернете покупательский терроризм или экстремизм может приобретать форму репутационного шантажа. Акт шантажа — одна из форм вымогательства (ст. 163 УК РФ). Но состав вымогательства образуется только при наличии необходимых квалифицирующих признаков: нарушителем одновременно должны быть предъявлены угроза и требование имущественного характера. Деловая репутация в этом случае не является объектом посягательства, само преступление направлено против имущественных прав (собственности). Специальной нормы, предусматривающей ответственность за преступления против деловой репутации юридических лиц, в Уголовном кодексе нет. Такие споры разрешаются также в рамках гражданского законодательства на основании ст. 152 Гражданского кодекса РФ.

Не рискуйте репутацией. Закажите безопасное удаление негатива.
Выберите способ связи
Мы не передаём ваши данные третьим лицам
Комментарии

У этой статьи пока нет комментариев, но вы можете быть первым

Ответ

Ваш Email останется в секрете. *

Вверх