Мария Аверкиева: «Сегментирование целевой аудитории — основа любого бизнеса»

Обновлено 21.11.2024

Почему боеспособный маркетинг невозможен без регулярного сегментирования целевой аудитории.

Как правило, у бизнеса нет проблем с критериями сегментирования целевой аудитории на стадии запуска. Команда вкладывается в изучение потребностей и выдает конкурентоспособный продукт. Однако со временем предпочтения аудитории меняются, и компания начинает терять с ней связь.

План статьи

request call image
Удалим негатив без легально, с гарантией и без риска для вашей компании
lock image Это конфиденциально Мы не передаем ваши данные третьим лицам

Базовые понятия о сегментации

Маркетинг как наука существует более ста лет, а в нашей жизни он появился и того раньше. За это время люди придумали огромное количество рекламных инструментов, способствующих продвижению бизнеса на конкурентном рынке. Но основа маркетинга была и есть, она остается незыблемой — это сегментация целевой аудитории.

Появляются новые инструменты, соцсети и способы продвижения. При этом в основе остается знание о клиентах. Иначе привлеченные лиды случайны, а большая часть бюджета на маркетинг уходит в никуда. Именно с этого начинается обучение в Школе практического маркетинга «Деловой практикум».

Первое же занятие встречает бурю сопротивления. Ученики говорят, что сегментация целевой аудитории стара как мир и повторять ее смысла нет. Затем выясняется, что «знать» не значит применять на практике. Иногда ученики ссылаются на «предпринимательское чутье», ведь именно оно позволяет знать своих клиентов и много чего еще.

Многих приходится практически силой заставлять изучать и сегментировать свою целевую аудиторию. Удивительно, как люди могут бояться и стесняться общения со своими клиентами! А общение — это прямой путь к изучению. Тем более пандемия внесла корректировки и в ситуацию с опросами клиентов. Люди больше ценят живое общение, ведь слишком много социальных связей ушло в онлайн.

Последнее время мы наблюдаем рост желания не просто отвечать на вопросы анкеты, но и рассказывать гораздо больше о своей жизни. И здесь важно уходить от шаблонов, холодных обзвонов, уметь вызвать человека на доверительную беседу. И вот тогда бизнес получает реальные знания о своих клиентах.

Сегментирование целевой аудитории по Шеррингтону

Маркетологи применяют разные методики сегментирования целевой аудитории. При этом в основе остаются четыре критерия, отделяющие одну аудиторию от другой:

  1. Демографический. Потенциальные клиенты объединяются по полу, возрасту, национальному признаку, семейному положению, наличию или отсутствию детей.
  2. Социальный. Учитывается уровень и источник дохода, образование, специальность, а также религиозные убеждения.
  3. Географический. Важно учитывать регион, город и даже улицу проживания, численность населения региона и его экономические показатели.
  4. Психологический. Желательно, чтобы продукт резонировал с ценностями, интересами и образом жизни ЦА.

Среди российского бизнеса распространено сегментирование целевой аудитории по Шеррингтону. Методика понятна и доступна для практического применения. Бизнесу необходимо сосредоточиться на «5W»:

  1. Что (What) — тип товара. Чем подробнее он описан, тем лучше. Даже хлеб разбивается на категории: целый, нарезной, зерновой, кукурузный и т. д.
  2. Кто (Who) — тип потребителя. Кому продукт может быть интересен. В идеале с этого вопроса и начинается формирование предложения.
  3. Почему (Why) — мотивация к покупке. Почему покупатель должен выбрать ваш продукт, а не тот, что стоит рядом на полке. Как правило, проработка мотивации сводится к двум сценариям: цены или легенды.
  4. Когда (When) — ситуация покупки, время. Никто не назначает бизнес-ланч на вечерние часы, а пакетики с кофе «3 в 1» всегда лежат на кассе.
  5. Где (Where) — место покупки. Вопросы, касающиеся каналов сбыта.

Дополнительные преимущества сегментации

Главный вопрос: как часто сводить сегментацию целевой аудитории? Чтобы получить ответ, рассмотрим реальный кейс.


Кейс


Бренд одежды ориентируется на молодых людей


Компания тщательно изучила своего клиента. Так, один из покупателей постоянно натыкался в Инстаграме на рекламу худи и толстовки для посещения любимых мест развлечения. Покупки шли, но спустя пару лет человек завершил учебу, женился и пошел работать в офис. Его жизнь полностью изменилась: места встреч с друзьями, сами друзья, предпочтения в одежде и жизненные ценности. А реклама все идет, только теперь ее пролистывают.

Поэтому процесс сегментирования целевой аудитории идет постоянно. Как минимум чтобы обновлять демографические и социальные данные.

По данным McKinsey & Company, более 90 % растущих компаний хотя бы раз в три года сверяют продуктовые гипотезы: насколько они актуальны для аудитории. Также сверка с актуальными запросами аудитории помогает стимулировать повторные покупки. Чем дольше клиент остается с компанией, тем большую стоимость приносит. Для этого даже есть свой показатель — LTV.


Факты

Согласно исследованию Adobe, конверсия в покупку новых пользователей в электронной коммерции в среднем составляет 1–3 %. Однако у действующих покупателей этот показатель доходит до 60–70 %. Ситуация в офлайне отличается незначительно.

Из опыта школы «Деловой практикум» могу сказать, что опрос 50 клиентов по простой анкете из 10 вопросов может дать старт десяткам новых идей в продвижении. На одном из занятий мы довели этот показатель до 29 — столько новых инструментов для продвижения продукта выявили за 2 часа разбора 50 анкет. Сложно? Нет. Эффективно? Это сама основа, базис эффективности в маркетинге.

Можно долго игнорировать опросы и глубинные интервью, а можно просто взять и сделать — изучить свою целевую аудиторию, тщательно сегментировать ее, проанализировать и выработать огромное количество эффективных инструментов. Тогда маркетинг для вас заиграет новыми красками. А это лишь тема первого занятия базового курса в Школе практического маркетинга «Деловой практикум». Представляете, сколько пользы мы принесем продвижению вашего бизнеса за полный курс обучения? Добро пожаловать приобретать ценные практические знания и повышать свою эффективность!

Запись на обучение
2 комментария
comment avatar image
Как вы закрываете вопрос с репутационным менеджментом в компании?
Редакция Репутация Москва
Э
Эльмира
11/26/2021

Здравствуйте, как анкетирование может помочь в услугах по профориентации? Целевая аудитория уже ясна: это родители школьников. Возраст и цель получения услуги тоже понятна всем. Для чего анкетирование?

М
Мария
11/29/2021

Здравствуйте. Хороший вопрос, спасибо. Анкетирование даст ответы на следующие вопросы: что является мотиватором в принятии решения для обращения за услугой профориентации, на основании чего клиент должен обратиться именно к вам за этой услугой, насколько влияют сами ученики на решение родителей (выявление опосредованной ЦА и возможности влияния на неё), насколько важны рекомендации в получении данной услуги, понимает ли ЦА какой продукт получит, покупая услугу, или требуется дополнительное разъяснение. Из каких именно источников родители черпают информацию. И это далеко не весь перечень вопросов для глубинного интервью.

Развивайтесь в антикризисных коммуникациях
Свежие исследования, обучающие материалы, кейсы от бизнес-экспертов — каждый месяц в нашей подборке
Посмотреть пример дайджеста