Кибермоббинг и оскорбление в интернете. Методы борьбы

Кибермоббинг и оскорбление в интернете. Методы борьбы

Каждый пятый российский подросток сталкивается с оскорблениями в интернете. Россия – лидер европейского антирейтинга кибермоббинга, и тенденция сохраняется. Расскажем, как действовать, если вы стали жертвой виртуальной агрессии.

Мы писали в нашем блоге о феномене кибербуллинга и как с ним бороться. Теперь пишем о кибермоббинге. Его принципиальное отличие – в массовости. Неприятие человека происходит на уровне всего коллектива или большой группы людей. В этом кроется главная опасность.

Кибермоббинг. Чем он грозит

Социальная реклама, посвящённая моббингу. Фото Unicef

Виртуальная агрессия страшнее реальной. От традиционной травли люди скрываются в кругу родных, но кибермоббинг достанет жертву где угодно. Единственный ультимативный метод защиты – выкинуть телефон и никогда не заходить в интернет. Это неправильная логика.
Опасность кибермоббинга стоит в большинстве развитых стран мира. В 2012 году в столице Швейцарии Берне зафиксировали 30 жалоб на оскорбления в интернете, в 2017 году – 160 жалоб. Первая леди США Мелания Трамп публично призвала обратить внимание на проблему кибермоббинга. В Германии пересмотрели законодательство. Теперь распространение личных данных с целью уничижения личности рассматривается как уголовно наказуемое преступление.
В России кибермоббинг чаще проявляется в густонаселённых городах и многонациональных регионах. По мнению экспертов факультета психологии МГУ, самые злые подростки живут в Москве, Ставрополье и Ростовской области.
Подросткам виртуальная травля грозит развитием комплекса неполноценности и разрывом социальных контактов. В запущенных случаях возможны попытки самоубийства. К счастью, такие случаи редки.

Оскорбление в интернете. Кто рискует стать жертвой

Анонимы позволяют себе жестокие оскорбления в интернете.

Интернет-хулиганов привлекают все выделяющиеся личности, не вписывающиеся в коллектив. Причиной травли может стать что угодно: слишком дорогой, по мнению группы, телефон или немодная одежда.
Психологи выделяют несколько крупных групп риска:
Неудачники. Те, кто не справляется со своими рабочими обязанностями: плохо учится, хуже остальных выполняет спортивные нормативы и так далее.
Отличники. Они всегда справляются лучше других, пунктуальны и успешны.
Любимчики. Их любят преподаватели и ставят в пример другим. Сюда же относятся дети известных личностей.
Люди с физическими недостатками. Инвалиды или люди с ярко выраженными заболеваниями.
Психологи выявили усреднённый портрет жертвы. Это замкнутый человек без поддержки со стороны друзей, уязвимый и мнительный.
Внешние признаки могут быть следствием травли или сигналом для агрессоров. На ранних этапах близкие должны поддержать жертву кибермоббинга и дать отпор агрессорам.

Психология преследователя

Самая известная жертва кибермоббинга в России – дочь пресс-секретаря президента Лиза Пескова. Фото aboutru.com

Большинство участников травли не отдают полный отчёт своим поступкам. Они анонимны и могут не знать жертву лично. Психологи выделили следующие мотиваторы у организаторов кибермоббинга.
Страх. Сочувствующие жертве примыкают к сильной стороне конфликта, чтобы обезопасить себя. Так называемое молчаливое большинство.
Потребность быть признанным. Часть людей стремится укрепить позиции в коллективе, показать себя своим или получить престиж в группе.
Скука. Присуща интернет-троллям. Они ищут лёгкого развлечения, провоцируя знакомых или незнакомых людей на негативную реакцию. Оскорбление в интернете – простейший метод получить искомое.
Демонстрация силы. Люди стремятся самоутвердиться за счёт унижения слабых.
Комплекс неполноценности. Моббер проецирует собственные проблемы на другого. Большая вероятность стать причиной насмешек из-за чувства своей ущербности.
Личностный кризис. Разрыв любовных отношений, дружбы и другие проблемы подталкивают на нелогичные и порой аморальные поступки.
Типичный «преследователь» импульсивен и готов применить оскорбления в интернете для самоутверждения. Подростки, склонные к моббингу, чаще других дерзят взрослым и с трудом соблюдают общепринятые правила.
Мобберы могут представляться одиночками с дефицитом социальных навыков, но это не так. Они менее депрессивны, одиноки и тревожны, чем их сверстники, и часто имеют среди них высокий социальный статус и группу сообщников, пусть даже небольшую.

Основы безопасности в интернете

YouTube для детей меняет интерфейс и алгоритмы. Скриншот YouTube

Против кибермоббинга лучше защититься заранее. Для этого следуйте 7 простым правилам.

1. Поговорите с ребенком о безопасности в интернете.

Цель. Убедить ребёнка, что в опасной или непонятной ситуации следует обратиться к родителям.
Что делать. Расскажите ребёнку о возможностях современных технологий, как он оставляет след в интернете и как стоит обращаться с личной информацией.

2. Используйте смартфон, планшет и компьютер вместе с ребёнком.

Цель. Показать, что родитель разбирается в вопросе и умеет разрешать спорные вопросы.
Что делать. Продемонстрировать на собственном примере правильное использование интернета. Покажите нормальное общение в соцсетях, использование официальных платформ и антивирусов.

3. Расскажите об интернете.

Цель. Узнать представление ребёнка об интернете и его опасностях.
Что делать. Поговорите об интересах детей: что они хотят узнать в интернете, какие платформы их заинтересовали и где они проводят больше всего времени. Покажите, как использовать антивирусные и защитные программы.

4. Проверьте пароли.

Цель. Предотвратить похищение личных данных.
Что делать. Расскажите о различии личных устройств и общественных, почему пароли должны быть сложными. Лучше всего сформировать привычку выходить из своих аккаунтов и удалять файлы для автозаполнения форм при использовании компьютеров в школе, кафе или библиотеке. Главное – пароли нельзя никому передавать. Это важно, ведь 20% детских аккаунтов в России подвергались взлому.

5. Обсудите вопросы конфиденциальности.

Цель. Привить уважение к личной информации.
Что делать. Дети привыкают делиться мыслями и переживаниями публично через социальные сети и блоги. Однако не всю информацию стоит оглашать публично. Научите детей уважать конфиденциальность друзей и родных. Заранее определите, о чём лучше молчать.

6. Проверьте возрастные ограничения.

Цель. Отфильтровать взрослый контент.
Что делать. Официальные онлайн-сервисы заточены под интересы совершеннолетней аудитории. Они поддерживают фильтры, ограничивающие часть контента. К примеру, YouTube проверяет возраст посетителей по информации с их Google-аккаунта. Поэтому всегда проверяйте информационную политику сайтов, которые посещает ребёнок. Это же относится к приложениям для мобильных устройств.

7. Научите ответственному поведению в интернете.

Цель. Показать, что поведение в интернете влияет на реальную жизнь.
Что делать. Объясните правило: общение в интернете ничем не отличается от общения в реальной жизни. Комментарии и сообщения могут обидеть человека. Поэтому перед отправкой стоит подумать, как оно будет воспринято.
Кибермоббинг и другие типы оскорблений в интернете развиваются вместе с технологиями. Поэтому методы борьбы с ними быстро устаревают.
Агентство Репутация.Москва бесплатно поможет советом в трудной ситуации. Напишите нам на почту или опишите проблему в комментариях под этим постом.
Гарантируем конфиденциальность.

Смотрите видео-инструкцию!

Что делать, если ребенка терроризируют в интернете, как борются с конкурентами с помощью буллинга и как защитить свою честь и достоинство в сети