Негатив мешает выходу компании на IPO: что делать?

Выход компании на IPO

Что делать, чтобы проблемные публикации не сорвали IPO? Такое случается чаще, чем вы думаете.

IPO (Initial Public Offering)— процесс затратный и рискованный. В случае успеха компания получит шанс на привлечение значительных финансовых вливаний, но есть риск провала. Сегодня мы поговорим о сильной репутации как негласном условии выхода на IPO вместе с Андреем Шевченко — партнёром юридической компании «МОЖНО».

Если вы ищете подробную инструкцию по первичному размещению акций на биржах, лучше ознакомиться с памяткой «Московской биржи».

План статьи

Поможем улучшить репутацию на фондовом рынке

Мы гарантируем конфиденциальность.

Выберите способ связи
Мы не передаём ваши данные третьим лицам

Как компании выйти на IPO: основные этапы

Выход на биржу состоит из нескольких этапов, каждый из которых подразумевает всё большую открытость бизнеса. Потенциальные инвесторы сами найдут дополнительную информацию о компаниях — для них это просчёт рисков вложений.

Если компания планирует размещение в IPO и привлечь инвестиции, ей предстоит пройти через четыре этапа

Предварительный.Бизнес оценивает привлекательность своей модели, спрос, структуру активов, управления и прозрачность внутренних процессов. На основе этой информации определяется капитал компаний и стратегия выпуска акций: количество акций и их цену.

Негатив мешает выходу компании на IPO: что делать?

Рыночная стоимость акций не всегда зависит от самих компаний. Это видно на примере «Аэрофлота». Скриншот moex.com

По поводу прозрачности — по правилам биржевых торгов будущий эмитент обязан предоставлять ежеквартальную финансовую отчётность. Не все бизнесы готовы к такому уровню публичности. Также открытый статус накладывает ответственность — неосторожные действия руководства могут привести к падению цен акций компании.

Андрей Шевченко

партнёр юридической компании «МОЖНО»

Очевидно, что потенциальных покупателей особенно крупных пакетов акций в высокой степени будет интересовать репутация компаний, которые могут ассоциировать с ними. И, конечно, их будет интересовать прибыльность деятельности акционерного общества, напрямую зависящая от репутации.

Глобальная цель предварительного этапа — решить, стоит ли вообще компаниям выходить на IPO.

Подготовительный этап. Размещению акций на бирже помогает андеррайтер — как правило, это инвестиционный банк, с которым заключает договор компания. Кроме того, выбирается фондовая биржа, где будут размещены акции и брокеры.

Государственный регулятор требует подготовить инвестиционный меморандум. Вывод на IPO российских компаний на российских биржах контролирует Банк России, вывод компаний на иностранных биржах, например, в США — комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC). Андеррайтер помогает подготовить меморандум.

В документе отражается информация о фирме и почему она решила выйти на IPO. Если содержание меморандума соответствует требованиям регулятора, назначается дата IPO.

Основной этап. Андеррайтер собирает предварительные заявки на акции эмитента. Крупные инвесторы получают право покупки акций до их официального размещения компанией.

Завершающий этап. Начало обращения ценных бумаг на бирже.

Закажите полный анализ репутации вашего бренда

Мы гарантируем конфиденциальность.

Выберите способ связи
Мы не передаём ваши данные третьим лицам

Как негативная информация может провалить IPO

Крупные инвесторы и небольшие акционеры по-разному смотрят на негативный информационный фон. Для них желательно подготовить исчерпывающий ответ: откуда взялся негатив на компанию, правдив ли он и как бизнес планирует с ним работать.

Нет дыма без огня — так и негативные публикации не берутся на пустом месте. Если бизнес не способен справиться с ними сейчас, то что будет при активном росте? Не подкосит ли это способность компаний зарабатывать деньги?

Андрей Шевченко

партнёр юридической компании «МОЖНО»

В моей практике был случай, когда при проведении IPO обнаружилась информация о судебных разбирательствах, и размещение на бирже сорвалось. При подготовке первичной эмиссии акций и размещения на биржу, необходимо указать все обстоятельства, которые могут оказать существенное влияние на принятие решения о приобретении акций. К таким относится информация о судебных разбирательствах, участником которых является акционерное общество.

Один из клиентов, занимающийся производством и продажей товаров широкого потребления, не упомянул о нескольких судебных процессах по искам потребителей. Результат — срыв IPO и перенос его на более поздние сроки и недополучение планового финансирования на несколько миллионов рублей. В данном случае инвесторов напугала статья, как товар, производимый обществом, вызывает претензии потребителей. Такая информация вызывает беспокойство у покупателей акций, поскольку претензии потребителей отражаются на прибыли и размере дивидендов.

Перед публичным размещением акций на биржах стоит учесть:

Крупных инвесторов редко заботят негативные отзывы. Гораздо важнее взглянуть на определенные финансовые показатели и отсутствие задолженностей, системных проблем на производстве и т.д. Также инвесторов интересует «родословная» владельца бизнеса и топ-менеджмента.

Негатив мешает выходу компании на IPO: что делать?

В группе Yota каждый день появляются жалобы, но оператор корректно отвечает всем недовольным. Если бы инвестор рассматривал привлекательность компании, клиентоориентированный подход стал бы индикатором заинтересованности фирмы в долгой работе на рынке. Скриншот vk.com

Бизнес редко испытывает неудобства из-за негативных отзывов, сильнее вредит отсутствие противовеса со стороны компаний. Представители брендов игнорируют отзывы и не комментируют сомнительные новости — возможно, руководство оторвано от реальных позиций бизнеса на рынке.

Инвесторы — особенно крупные — любят честных. Если о компании есть негативные публикации в СМИ и у блогеров, об этом лучше рассказать заранее, но с позиции силы. Возможно, прошлые ошибки изменили стратегию или заставили пересмотреть подход к работе, поэтому сейчас организация развивается.

Выход компании на IPO невозможен без проверки дью-дилидженс

Негатив в интернете важен, когда инвестор изучает окружение руководителя бизнеса, источники дохода и случаи неэтичного поведения. Однако у инвесторов могут быть и иные требования.

Акционерное общество России обязано проводить аудит ежегодно. Перед размещением на фондовый рынок аудит проводится обязательно, поскольку сведения о правильности бухгалтерского учёта и состоянии финансов являются важнейшими для подготовки продажи акций на биржах. Однако здесь есть нюанс.

Негатив мешает выходу компании на IPO: что делать?

UBER прошёл IPO на фоне публикаций о системных проблемах компании. Стоимость акций упала с 45 до 38 долларов. Скриншот rbc.ru

Что нужно перед выходом на IPO? Компании необходимо провести аудит — независимую бухгалтерскую проверку, которая должна оценить корректность финансовой отчётности. В законе ничего не говорится о проверке «репутации» или гудвилл. Он фиксируется только при покупке действующего предприятия при подведении консолидированной финансовой отчётности. Аудитор несёт ответственность за полноту и достоверность аудиторского заключения. И поэтому аудиторы не проводят оценку того, что не требуется законом.

Другое дело, что в процессе дью-дилидженс, особенно проведённого независимой организацией, гудвилл может получить оценку и быть описан в исчисляемых категориях.

Андрей Шевченко

партнёр юридической компании «МОЖНО»

Процедура дью-дилидженс (ДД) при Процедура дью-дилидженс (ДД) при подготовке к IPO существенно отличается от обычного ДД в сторону увеличения объёма проверяемых событий и действий. Скажем, при продаже одного из дочерних обществ одному покупателю, клиент проводит ДД только этого общества в ограниченном объёме, который требуется покупателю.

При подготовке к публичному размещению акций на бирже следует провести ДД всего акционерного общества, как головной, так и дочерних компаний. В этот объём включаются договорные отношения, риски предъявления налоговых претензий, риски невыполнения обязательств со стороны ключевых контрагентов, проверка выполнения обязательных требований законодательства (пожарные, Роспотребнадзор, трудовая инспекция, Ростехнадзор и иные, в зависимости от вида деятельности учреждения), оценка имеющихся судебных разбирательств и прогноз их последствий, наличие финансовых обязательств и правильность их исполнения.

Большое внимание уделяется описанию активов акционерного общества и правомерности их возникновения, в том числе выполнение установленных процедур при регистрации прав собственности или пользования. Проверяются риски предъявления претензий со стороны третьих лиц на активы общества.

Как жить и работать с негативными публикациями

Отсутствие негатива — не гарантированно способствует выходу на биржу. Все порой делают неверные шаги, поэтому появление нежелательных упоминаний нормально. Странно, когда бизнес не стремится исправить ошибки.

Андрей Шевченко

партнёр юридической компании «МОЖНО»

Успех при продаже акций, как любого товара, зависит от упаковки, рекламы, соответствия стоимости аналогичным товарам на рынке, наличия стимулирующих предложений. И в этом смысле продать акции несложно, поскольку если ошибся с ценой, то её можно пересмотреть, стимулирующие предложения можно разработать, упаковку поправить. Но если товар на рынке, так сказать, «с душком», то его не продашь.

«Душок» в случае IPO — репутация. Если инвесторам-покупателям не понравится информационный фон вокруг продаваемого акционерного общества, то никакая скидка не заставит их купить эти акции. В истории бизнеса много примеров, когда владельцы акций понесли существенные убытки или вообще остались ни с чем в результате плохой репутации.

Но ещё хуже, это сокрытие неприятной информации, поскольку недоверие в финансовой сфере невозможно изжить. Поэтому сокрытие информации от инвесторов — это прямой путь к краху IPO. А если все-таки IPO провести удастся, но негативная информация всплывёт позже, то в итоге возмещения убытков средств уже не избежать.

Как компании выйти на IPO, если о ней есть критически важные негативные публикации?

  1. Честно рассказать о негативе в инвестиционном меморандуме или иных документах, предназначенных для широкого круга инвесторов. При этом речь идёт о крупных публикациях. Несколько гневных отзывов вряд ли кого-то заинтересуют.
  2. Расскажите свою версию произошедшего. Если есть упоминания о судебном разбирательстве, укажите истинную причину его возникновения, просчеты и вынесенные уроки.
  3. Уделите хотя бы несколько абзацев развитию репутации в сети в широком смысле: усилению контроля качества, поддержке клиентов и т.д.
  4. Обратиться за бесплатной консультацией в агентство «Репутация Москва».
Комментарии

У этой статьи пока нет комментариев, но вы можете быть первым

Ответ

Ваш Email останется в секрете. *

Вверх