Право работников на частную жизнь: как защитить персональные данные

Право работников на частную жизнь

Какое влияние на репутацию работодателя может оказать нарушение права работников на неприкосновенность частной жизни и как этого не допустить.

Если в вашей компании разработчик — Билл Гейтс, хочется об этом заявить сразу на первом экране корпоративного сайта. Сильные сотрудники помогают укреплять деловую репутацию бренда. Конечно, этим бонусом можно и нужно пользоваться. Но с осторожностью: в эпоху цифровизации работодателю особенно важно соблюдать правовые основы неприкосновенности частной жизни человека.

В статье прокомментирую понятие неприкосновенности частной жизни работников, а потом объясню, как не нарушить сохранность персональных данных, если вы руководитель.

План статьи

Поможем защитить репутацию работодателя в трудную минуту

Мы гарантируем конфиденциальность.

Выберите способ связи
Мы не передаём ваши данные третьим лицам

Правовые основы неприкосновенности частной жизни: что это такое

Право сотрудников на частную жизнь закреплено во многих международных актах: во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ, Гражданском кодексе и т. д.

Такое право включает в себя право на доброе имя и защиту персональных данных, на свободу от вторжений в отношения и т. д. Нарушение одного права зачастую влечет за собой нарушение другого.

Например, если владелец компании в интервью неаккуратно говорит, что такой-то топ-менеджер недавно развелся с женой из-за измен, это будет считаться нарушением права работника на частную жизнь. Интерес общественности может повлиять на репутацию специалиста и нарушить его конституционное право на частную жизнь. Последствия для невнимательного работодателя могут носить административный, гражданско-правовой и даже уголовный характер.

За нарушение законодательства в сфере защиты персональных данных административные штрафы могут варьироваться от 1500 до 18 000 000 рублей. Самый жесткий штраф предусмотрен за размещение баз данных за пределами территории Российской Федерации.

А вот если работодатель допустил нарушение права на неприкосновенность частной жизни, может столкнуться с гражданско-правовой ответственностью. Тогда он будет обязан компенсировать моральный вред. Как правило, компенсация морального вреда невелика — 500–5000 рублей. Сколько именно получит пострадавшая сторона — решит суд.

Незаконное распространение информации о человеке, которое в том числе было выполнено с использованием служебного положения или стало причиной тяжких последствий для жертвы, может стать причиной уголовного наказания. Работодателю в такой ситуации грозит штраф до 350 000 рублей, лишение права занимать определенные должности, а также арест или лишение свободы.

Поэтому важно знать и не нарушать правовые основы неприкосновенности частной жизни.

Защита неприкосновенности частной жизни работников при обработке персональных данных, разрешенных для распространения

Что такое персональные данные, разрешенные для распространения?

1 марта 2021 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных» от 30.12.2020 № 519-ФЗ. Он ввел новый термин: «персональные данные, разрешенные для распространения». Это данные о человеке, которые компания может публиковать на разных сайтах и передавать на обработку другим организациям. Разумеется, если сотрудник не против. Это разрешение оформляется в форме согласия, вот вариант его оформления.

С новым видом данных будут работать преимущественно социальные сети. Впрочем, текст статьи 10.1 не позволяет сделать четкого вывода о том, что с персональными данными, разрешенными для распространения, не столкнутся иные операторы, например, работодатели, которые публикуют сведения о работниках на своих сайтах и на рекламных сервисах. За достоверность таких сведений отвечает работодатель, и он же собирает специальные согласия на их обработку. Так работодатель может обеспечить соблюдение права работника на неприкосновенность частной жизни.

Право работников на частную жизнь VS репутация работодателя

Если компания публикует на корпоративном сайте сведения о своих работниках, это квалифицируется как обработка персональных данных, разрешенных для распространения. Такие данные влияют на репутацию компании. Об этом говорится в п.12 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016): «Ущерб деловой репутации организации может быть причинен распространением порочащих сведений как о самой организации, так и в отношении лиц, входящих в ее органы управления, а также работников этой организации».

Чтобы безбоязненно публиковать персональные данные в интернете, компания должна взять с работника согласие на обработку персональных данных, разрешенных для распространения. Оно берется отдельно от всех других согласий на обработку персональных данных (ч.1 ст.10.1 Федерального закона «О персональных данных»).

В согласии у работника должна быть возможность определить условия и запреты публикации сведений о нем в интернете. Вполне вероятно, что он может не знать, какие условия и запреты установить. В таком случае работодатель может предложить работнику варианты, например, запрет на передачу персональных данных в страны, которые не обеспечивают их надлежащую защиту.

Будет отлично, если работодатель пригласит юристов и специалистов в сфере безопасности, чтобы провести тренинг для сотрудников. Важно объяснять работникам ценность персональных данных и тонкости работы с ними.

Поможем исправить репутационные ошибки быстро и безопасно
Выберите способ связи
Мы не передаём ваши данные третьим лицам
Комментарии (1)
Показать комментарии Свернуть комментарии

Ответ

Ваш Email останется в секрете. *

Вверх