Репутационные риски: как оценить и снизить имиджевый ущерб
Имидж выстраивается годами, но может пошатнуться за сутки от одного неосторожного слова в соцсети.
Поэтому пресс-службе бренда необходимо выстраивать систему бизнес-процессов, которые минимизируют репутационные риски, регулярно проводить оценку делового статуса и корректировать общественное мнение.
План статьи
Что такое репутационные риски
Репутационный риск — вероятность потери прибыли из-за изменения общественного мнения в негативном направлении вследствие действий компании или бездействия в какой-то конкретной ситуации. Сюда относятся:
- неудачные креативы;
- плохой сервис;
- игнорирование жалоб на низкое качество продукта.
Иван Зубеня
совладелец, управляющий партнер компании FSPgroup
Репутация — это то, как компанию оценивают остальные. Если говорить о рейтинге персоны — это личные качества, поступки, жизненный опыт и характеристики человека в обычной жизни. Впечатление о личности складывается на основании информации, которая есть в интернете.
Зачастую человек сам не знает, как отреагирует в конкретной обстановке. В критические моменты могут открыться неожиданные стороны, которые приведут к неприятным последствиям. Резкое высказывание или желание хайпануть в один миг могут разрушить статус. Это тоже своего рода риски.
Зачем управлять репутационными рисками
Каждый бизнес должен знать, как влияют риски и как их корректировать. Это необходимо, чтобы защитить интересы бренда и обеспечить непрерывный поток клиентов. Игнорирование процессов приведет к финансовым рискам, кризису и полному банкротству.
Опыт управляющего партнера компании FSPgroup подтверждает факт — на жизнь предпринимателей влияет деловая и личная репутация.
Иван Зубеня
совладелец, управляющий партнер компании FSPgroup
Есть много случаев, когда персоны безответственно относились к статусу. Они считали, что их это не касается.
Но в жизни может случиться что угодно. Никто не застрахован от экономических споров, корпоративных разбирательств или действий мошенников. Доказать свою правоту или невиновность сложно, если о личности публика слышит впервые.
Хороший статус был бы надежной опорой в конфликтах. Но об этом следует подумать заранее и сформировать имидж. Важно придерживаться приоритета превентивных мер воздействия, заранее научиться руководить рисками.
Виды репутационных рисков
Существует несколько факторов, которые влияют на риски компании или персоны. В первую очередь экономические. Неудачные инвестиции могут нанести существенный вред организации. Особенно, если речь идет о ценных бумагах. Есть всего два варианта развития событий: вложения либо окупаются, либо ведут к краху.
Выделим еще правовые риски. Когда осуществляется предпринимательство без регистрации ИП или деятельность компании легальная, но не соответствует текущему законодательству.
Достаточно одного слова о «смутном» моменте деятельности, чтобы испортить репутацию. Массовое распространение негативных реакций клиентов имеет лавинообразный характер, остановить который будет очень сложно.
Внешние
Возникают в результате неконтролируемых процессов, то есть тех, на которые компания не может повлиять:
- природные катаклизмы, форс-мажоры;
- ошибки подрядчиков;
- недобросовестное выполнение обязательств инвесторов;
- происки конкурентов;
- деструктивные комменты от клиентов.
К внешним факторам рисков можно отнести поведение инфлюенсеров, которые рекламируют услугу или продукт компании. Рассчитать их невозможно.
Внутренние
Внутренние риски — это действия руководства или сотрудников, которые стали фатальными для рейтинга:
- взлом данных;
- неисправность технического оборудования;
- утечка информации со стороны работников;
- недовольство персонала;
- неэтичное поведение руководства.
К внутренним факторам относятся неосторожные высказывания руководства или плохие обсуждения компании в соцсетях. Затушить разгорающийся скандал можно публичными извинениями и быстрым реагированием.
Яркий пример с руководителем Amazon. Летом 2022 года он отправился в космос на собственном корабле Blue Origin. В Твиттере он поблагодарил за осуществление своей мечты покупателей и сотрудников — они оплатили ему полет. Такой посыл был неоднозначно воспринят общественностью. В коллективном анонимном письме коллеги маркетплейса рассказали о «внутренней кухне» компании и тяжелой психологической атмосфере.
Основные причины возникновения репутационных рисков
Обычно есть предпосылки, которые сигнализируют о возможных рисках репутации. Халатность к обязательствам, нарушение общественной или официальной этики со стороны компании приводят к скандалу. Рассмотрим самые распространенные факторы.
Негатив в интернете и соцсетях
Отрицательный контент, который появляется в сети, может навредить статусу. К нему относятся комментарии недовольных клиентов, обиженные сотрудники и плохие публикации в СМИ. Появившийся деструктив необходимо отработать, чтобы он не повлиял на выбор покупателей и соискателей, понизив их доверие к компании.
По статистике Forrester Consulting, более 45% топ-менеджеров уверены, что негатив в поиске гарантированно приведет к снижению дохода бизнеса. Чем масштабнее скандал, тем больше внимания прессы к компании. В таких случаях реагировать нужно мгновенно. Затягивание провоцирует новые, чаще всего надуманные мнения и слухи.
Алгоритм действий: принести извинения, забить выдачу позитивным контентом, поручить репутационным агентствам распространить положительное мнение.
Социальные сети
Самое активное и эффективное поле боя за клиента — это соцсети. Каждая компания под пристальным вниманием аудитории, даже незначительный деструктив мгновенно распространяется.
Полностью избежать критики не получится — не говорят только о тех, кто ничего не делает. Необходимо создать ситуационные центры, которые постоянно мониторят комментарии в медиапространстве для оперативного управления.
Чтобы избежать рисков, придерживайтесь правил:
- введите редакционную политику в медиа;
- не позволяйте руководству делать резкие высказывания;
- обяжите сотрудников подписать «Политику конфиденциальности»;
- поставьте ответственного за ведение соцсетей и блогов.
При конфликте необходимо извиниться, объяснить публике обстановку, пообещать все исправить. Некоторые комментарии лучше удалить: фейковые, порочащие честь сотрудников или руководства, содержащие личные данные персонала и т.д.
Качество товара и услуг
Риски возникают по двум причинам:
- производственный брак (некачественный товар);
- человеческий фактор (плохая упаковка, ненадлежащее обслуживание и т.д.).
Если товар оказался некачественным и от покупателей пошли жалобы, его необходимо доработать или снять с производства. Услугу усовершенствовать: проработать новую логистику, обучить персонал, купить необходимое оборудование для сотрудников.
Утечка данных
Самая неприятная ситуация, которая отрицательно сказывается на репутации бренда — утечка данных. Восстановить после такого курьеза доверие будет сложно. Потребуется приложить массу усилий, убедить потенциальных клиентов в безопасности их личных материалов и дать гарантии, что «слива» не будет.
Чтобы утечки не было, стоит заранее готовиться к этому:
- тщательно выбирать персонал;
- составлять договор с пунктом о неразглашении информации;
- заранее проработать меры наказания;
- обеспечить техническую надежность хранения контактов.
Если проблема все же возникла — принесите извинения, пообещайте отыскать виновного, отчитайтесь перед публикой на сайте или в соцсетях, что удалось сделать по этому поводу и как теперь усовершенствована система хранения.
Ненадежные контрагенты
Выбирать контрагентов необходимо тщательно. Сотрудничество с ненадежным субподрядчиком влечет за собой как репутационные, так и финансовые риски. За плохое качество оказанных работ подрядчика отвечать придется компании лично, оставшись наедине с расстроенными клиентами.
Минимизировать потери поможет СКАН — он отыщет упоминания о компании. На основе полученных материалов рассчитывается уровень опасности сотрудничества с контрагентом.
Как оценить репутационные риски
Выполнить аудит рисков для компании можно с помощью:
- мониторинга выдачи поисковиков;
- просмотра публикаций в популярных соцсетях;
- изучения конкурентов;
- сбора обратной связи;
- комплексного аудита бизнес-процессов.
Иван Зубеня
совладелец, управляющий партнер компании FSPgroup
Проводить анализ рисков бизнес-процессов необходимо постоянно. Если это игнорировать, то рейтинг может серьезно пострадать даже из-за одного плохого отзыва. Способов управления репутацией много. Я рекомендую использовать их в комплексе.
Заказать оценку деловой репутации
Многие компании и персоны игнорируют мониторинг статуса. Даже если деятельность проводится офлайн, деструктивные мнения, которые распространяются во Всемирной паутине, способны сильно навредить бизнесу. При этом сам бренд может и не знать, в чем причина, что послужило снижению доходности.
Оценка деловой репутации — это изучение обстановки, состояния статуса бизнеса в интернете. Она поможет понять, что и как говорят о компании. Оперируя полученными показателями, можно корректировать общественное мнение, работать над имиджем, повысить узнаваемость и прибыльность компании.
Как управлять репутационными рисками
Грамотный подход к управлению имиджем снизит риски. Для этого следует регулярно выполнять определенные действия. Разберем их подробнее.
Мониторинг инфополя
Чтобы минимизировать риски, необходимо купировать их в зачатке. Постоянный мониторинг инфополя позволит быстро отреагировать на негатив, не даст перерасти ему в скандал.
Следите за публикациями:
- в социальных сетях;
- средствах массовой информации;
- форумах;
- блогах;
- сайтах-отзовиках;
- корпоративном портале.
Анализировать репутацию в интернете можно ручным способом или сервисами Youscan, Brand Analytics, Repometr, Chotam.
Измерение вероятности наступления рисков
Лучше всего сегментировать аудиторию и присвоить числовое значение, обозначив шкалу от минимальных до максимальных рисков. Каждый сегмент необходимо проанализировать.
Получить показатели можно посредством:
- опросов;
- изучения выдачи в поисковиках;
- ручного выявления плохих мнений;
- сервисов.
Соотношение тональности упоминаний (NSR) можно рассчитать по формуле. Разность позитива и негатива разделить на сумму этих же показателей и умножить на 100. Смотрим на результат по шкале от −100 до +100. Если отрицательных мнений слишком много, их необходимо нейтрализовать. Здесь стоит подключить инструменты SERM, чтобы выбить из выдачи нежелательную повестку.
Формирование положительного имиджа
Положительный бэкграунд необходимо заработать и постоянно поддерживать.
Разработайте антикризисные меры, согласно которым будете действовать, если к компании появятся претензии. Заранее подготовленная стратегия поможет оперативно и корректно реагировать на деструктив.
Помощь профессионалов в критических ситуациях
Бывают случаи, когда компания не в состоянии самостоятельно справиться, чтобы снизить риски: недостаточно компетенции, запущенная ситуация, атаки конкурентов. Каждое действие делает только хуже — цугцванг неизбежен.
Восстановление позиции лучше всего доверить профессионалам. Команда «Репутация Москва» проведет аудит положения, исследует источники негатива и поможет вернуть хорошее имя компании.
Часто задаваемые вопросы
-
Поможет ли корпоративная культура снизить риски?
Недовольный сотрудник может нанести существенный вред рейтингу. Особенно, если перейдет в конкурентную фирму. Избежать потерь можно с помощью корпоративной культуры. Важно инвестировать в удовлетворенность сотрудников, чтобы привлекать талантливых и заинтересованных специалистов.
-
Как минимизировать репутационные кризисы?
Нужно смириться с тем, что потери будут всегда. Все, что можно сделать — постараться их свести к минимуму. Если заранее выявить слабые места, готовиться к критике и разработать алгоритм действий, то кризис пройдет с незначительным ущербом.
-
Можно ли восстановить рейтинг после провала?
Вернуть прежние позиции будет намного проще, если статус был грамотно выстроен и крепко «стоял на ногах». Все ошибаются, потребители это понимают. Если компания показала себя как ответственного партнера, готового возместить затраты, то доверие вернется.
-
Какова вероятность возникновения репутационных рисков?
Новый товар или услуга всегда может обернуться не так, как планируется. Необходимо заложить подушку безопасности как для финансов, так и для статуса. В случае провала пользователям надо объяснить, что компания пыталась усовершенствовать свой продукт, но его еще необходимо доработать.
Репутация - это лицо компании. Без хорошей репутации из маленького бизнеса никогда не вырасти. В том числе и с налоговой/банками и тд могут возникнуть проблемы
Негатив на отзовиках есть у любой компании, не бывает такого, чтобы люди всегда и все были всем довольны. Реагировать на каждое обращение не вижу смысла.
Как же)) У нас так с конкурентами борьба была - штамповали плохие отзывы везде и вся. Устали писать в техподдержки площадок, чтобы ложь удаляли)