Зачем и как отслеживать негативные отзывы сотрудников. Решения для разных бюджетов.
Полезные инструменты мониторинга для HR-специалистов с разным бюджетом. Только то, чем пользовались сами.
План статьи
Как мониторинг отзывов помогает бизнесу
За время самоизоляции читать отзывы о работодателях начали даже те, кто игнорировал интернет. Требования к HR-брендам выросли, ведь люди не стесняются спрашивать у рекрутеров про негатив от бывших сотрудников.
Каждый третий запрос в наше агентство касается отзывов сотрудников. При этом профиль клиентов весьма разнообразен — это образовательные проекты, автомобильный бизнес, HR-агентства, производственные компании и объединения из сферы искусства, развлечений и массмедиа. Все столкнулись со сложностями при формировании HR-бренда.
Негативные отзывы сотрудников напрямую влияют на благополучие бизнеса. Каждый второй соискатель и работник обращает внимание на репутацию компании. Если она не отвечает их требованиям, начинается текучка, приходит меньше резюме, а нанять профессионалов становится все труднее. Поначалу ситуацию можно исправить повышением бюджета на найм, но бесконечно «раздувать» его не получится.
Ирина Белова
PR-стратег
Негативные отзывы от бывших сотрудников сказываются на эффективности найма линейного персонала, высококвалифицированных кадров и даже управляющих. В практике были случаи, когда производства в авральном режиме искали рабочих на вахту. Те читали отзывы и сдавали билеты.
По оценке HeadHunter, 86 % соискателей изучают отзывы в интернете о потенциальном работодателе. Чтобы сформировать мнение о компании, нужно минимум 5 отзывов. При этом 70 % соискателей обращают внимание и на ответы работодателя на отзывы. Поэтому так важно найти отзыв и дать на него ответ.
Развитие HR-бренда без бюджета
Бесплатно — значит в задачу инвестируются не деньги, а человеко-часы. Такие методы подойдут небольшим компаниям, о которых не пишут каждый день. Кроме того, не всегда получится реагировать на негативный отзыв, а некоторые упоминания и вовсе можно упустить из виду.
Обратная связь на сайте. Продвижение HR-бренда компании всегда выигрывает, если отзывы сконцентрированы на 2–3 интернет-площадках. Отлично, когда в их число входит сайт самой компании, ведь больше 60 % соискателей внимательно его изучат перед отправкой резюме. Плюс такие отзывы сложно пропустить.
При этом обратная связь на сайте требует постоянных обновлений, хотя бы раз в два месяца. Еще один риск — мало кто верит мнениям сотрудников на официальных источниках. Причина кроется в качестве исполнения, ведь часто отзывы кажутся слишком «вылизанными» и приторными.
Чтобы отзывы на сайте помогли развить HR-бренд, придется взять мини-интервью у лояльных сотрудников. Часть компаний просят поделиться мнением о работе в соцсетях, а потом переносят текст на сайт. Так тоже можно делать.
Добавить раздел на сайте — рядовая задача, при этом бизнес получит ощутимую пользу для HR-бренда. Однако вкладку нужно дополнять хотя бы раз в месяц. О технических нюансах задачи писали в отдельном разборе.
Создать карточку компании в картографических сервисах. 2ГИС, Яндекс.Карты и Google Maps позволяют бесплатно оформить профиль бизнеса и собирать отзывы.
Согласны: это не профильные порталы, и здесь мнениями делятся рядовые клиенты. При этом и расстроенный сотрудник не всегда ищет HR-порталы, чтобы поделиться историей. Такие люди выбирают оживленные сайты, и зачастую ими становятся карты. Хорошая новость — подобные сервисы высылают уведомления о новых отзывах, поэтому пропустить их будет трудно.
Отслеживать вручную. Скорее всего, вы пробовали делать это сами. Более того, день сотен PR- и HR-специалистов начинается с мониторинга отзывов. Мало кому нравится такое занятие, но оно необходимо. Мы тоже отслеживаем отзывы в ручном режиме.
Просматривать все сайты с отзывами сотрудников не нужно. Достаточно сформировать пул основных порталов, где пишут о работодателях со схожей нишей. Второй вариант — проверить поиск Яндекса и Google по запросу «компания отзывы сотрудников». Возможно, о вас уже делились мнениями.
HR-брендинг с системами мониторинга
На рынке есть системы мониторинга интернета под разные задачи. Отобрали три программы, которыми пользовались сами.
Ирина Белова
PR-стратег
Если команда готова вкладываться в продвижение HR-бренда компании, часть бюджета закономерно уходит на систему мониторинга. Так люди освобождаются от необходимости постоянно следить за инфополем. Появляется время и ресурсы на стратегические задачи.
BA Express. Младшая версия системы мониторинга brand analytics, созданная для малого и среднего бизнеса. Сервис отслеживает упоминания в блогах, на форумах, маркетплейсах, сайтах с отзывами, каналах Telegram, картах Яндекса и Google, а также в онлайн-изданиях. Хороший пул источников для построения HR-бренда.
Умеет автоматически распределять позитивные и негативные упоминания. Точность варьируется в диапазоне 60–80 % в зависимости от темы. Есть и ограничения: система отслеживает до тысячи упоминаний в месяц, ретроспектива ограничена 30 днями. Цена — 8500 рублей в месяц.
Пользовались. Работает.
Пресс Индекс. В системе нет ограничений по темам или сообщениям, однако упоминания не делятся по тональности, поэтому придется вычитывать весь поток сообщений. Пул источников включает больше 100 тыс. наименований, включая традиционные СМИ и соцсети.
При всех достоинствах система не совсем подходит под отслеживание отзывов сотрудников. Дело вот в чем: если автор не укажет название компании, система не распознает упоминание. Можно написать хоть 100 отзывов в карточке компании в Google Maps, но Пресс Индекс этого не заметит. Также цена зависит от задачи клиента, начинается от 5000 рублей в месяц.
Пользовались, других нареканий нет.
YouScan. Вариант для больших компаний. Система отслеживает больше 500 тыс. источников, умеет анализировать текст с картинки и определять, что на этой картинке изображено. Еще есть распознавание логотипов, умный помощник, автоматическое определение трендов и другие дары прогресса.
С технической стороны вопросов к YouScan нет. Однако система — наиболее дорогостоящий вариант на рынке. Мы использовали ее для нескольких крупных проектов и платили 35 000 рублей при условии оплаты за 3 месяца. Сейчас компания скрыла стоимость тарифом с официального сайта, поэтому заранее посмотреть актуальные расценки не получится.
Система подойдет, если вы работаете по всей России и готовы выделять значительные средства на мониторинг HR-бренда и упоминаний о бизнесе в целом.
Пользовались. Работает как швейцарские часы.
Как оценить «здоровье» HR-бренда
Для оценки HR-бренда понадобится интернет, браузер и 5 минут свободного времени.
Воспользуйтесь репутационным калькулятором агентства «Репутация Москва». Он полезен HR-специалистам, оценивающим привлекательность компании для соискателей.
Следуйте инструкции:
Введите в строку запроса название компании в связке с «отзывы сотрудников». Для примера возьмем банк ВТБ.
Отметьте ссылки, ведущие на негативные материалы (пока с этой задачей лучше всего справляются люди). Если нужно проверить ссылку, кликните на ее заглавие (темно-синяя надпись), сайт откроется в новом окне. Чтобы продолжить, нажмите «Далее».
Финальный расчет — количество уникальных пользователей, находящихся в «красной зоне». Это люди, которые с большой долей вероятности откажутся от взаимодействия с компанией.
Если негатив мешает здесь и сейчас
Бывает, что о компании написано много устаревшего или фейкового негатива. Оба не имеют отношения к реальности, но влияют на работу бизнеса. В этом случае недостаточно дать ответ, придется удалить негатив.
Самостоятельное удаление способно навредить HR-бренду. В споре работодателя и сотрудника общественное мнение традиционно не в пользу бизнеса. Особенно, когда речь идет о попытках «скрыть правду».
Такие преимущества вы получите, если обратитесь за удалением к компании «Репутация Москва»:
★ Удаление без последствий. Мы знаем точки контакта и рычаги, которые мотивируют администрацию сайта удалить информацию без шумихи.
★ Третий класс конфиденциальности. О проекте знают только ответственные сотрудники. После закрытия проекта уничтожаются сопутствующие данные.
★ Гарантия. В договоре закрепляем пожизненную гарантию на удаленную информацию.
У этой статьи пока нет комментариев, но вы можете быть первым