Репутационный менеджмент: что это и когда нужен бизнесу
До 85% рыночной стоимости компаний может приходиться на деловую репутацию. Во многом от нее зависят лояльность клиентов и финансовые показатели. Рассказываем, что такое репутационный менеджмент и какие стратегии укрепят положение организации на рынке.
План статьи
Кому будет полезна статья:
- начинающим предпринимателям;
- предпринимателям, о которых пишут плохо;
- представителям малого и среднего бизнеса;
- маркетологам;
- PR-специалистам.
Правильное позиционирование в интернете позволяет сместить акцент внимания с деструктива на позитив и устранить угрозы для бренда. Проверить, всё ли правильно вы сделали, очень просто: наберите в поиске «Название вашей компании или ваше имя» и спросите себя, отпугнет ли найденная информация потенциального клиента или сотрудника. Если ответ отрицательный, то спросите себя — довольны ли вы тем как идут дела в организации. Запомните эти два вопроса, мы еще вернемся к ним.
Что такое репутационный менеджмент
Репутационный менеджмент — процесс управления репутацией компании. Он помогает управлять мнением людей, повышать узнаваемость и цитируемость и формировать лояльность аудитории.
На формирование имиджа влияет множество внутренних и внешних факторов — от компетенции сотрудников до ситуации на рынке. Поэтому в большинстве случаев общественное мнение о фирме формируется стихийно — ей не управляют ни маркетологи, ни пиарщики. ORM помогает вернуть контроль над продвижением бренда и выстроить эффективную стратегия позиционирования.
Направления reputation management
Выделяют три ключевых направления ORM:
1. Мониторинг своего инфополя и инфополя конкурентов. Инфополе — всё, что говорят о вас в сети, совокупность положительных и негативных публикаций. Есть сферы, в которых бизнес сталкивается с одинаковыми проблемами: недвижимость, провайдеры, мебель. Регулярный аудит поможет вовремя отреагировать на них.
2. Отделение себя от конкурентов. Потребитель должен понимать, почему ему стоит выбрать вас и в чем хороши: быстрее/дешевле/заботливее. Это ляжет в основу того, о чем следует просить оставлять отзывы. Как вы реагируете на внешние негативные и позитивные упоминания: отвечаете лично каждому, публично через свои официальные странички или отмалчиваетесь? От этого зависит то, как с вами будут коммуницировать потенциальные клиенты и сотрудники, будут ли у вас адвокаты бренда. Иногда жалоба — подарок, и пускай человек пожалуется лично, чем в сети.
«Жалоба — это подарок. Как сохранить лояльность клиентов в сложных ситуациях»
Клаус Мёллер, Джанелл Барлоу
Для покупателя жалоба – способ сообщить нам, как нужно работать… Все потребители, которые приходят к вам со своими претензиями, тоже относятся к колеблющимся. Они все еще говорят с вами.
3. Генерация контента. Наладив генерацию UGC (user generated content), вы сэкономите до 50% бюджета на привлечение покупателей. Просите их выкладывать посты в социальные медиа, делится опытом взаимодействия с вами; а сотрудников — фотографии с корпоративных мероприятий. Помимо этого делайте контент сами — пишите статьи, снимайте видео, отвечайте на отзывы. Ответы и официальные заявления — такой же контент, который читают большинство потенциальных кандидатов и потребителей. О том, как правильно отвечать клиентам, читайте в нашей статье.
Арсений Катков,
CEO компании «Репутация Москва»
Помните, что сильная онлайн-репутация — это отражение реального положения вещей в вашем бизнесе. Не расстраивайтесь, если дела идут не очень. Есть второе правило: Fake it till you make it — делайте вид, что все хорошо, пока действительно так не станет. Начните с мониторинга поисковой выдачи и не останавливайтесь, пока не поймете, что раскопали достаточно, чтобы ответить на вопросы в начале статьи.
Кому и когда нужен репутационный менеджмент
Продвижение цифровой репутации необходима каждому бизнесу, но особенно актуальна:
- когда в интернете появляется много негативных публикаций за короткий срок;
- если вы планируете расширить количество средств коммуникации и контакта с аудиторией или улучшить качество сервиса.
И раз уж вы находитесь на нашем сайте, скорее всего кто-то написал о вас плохо и вам, дорогой читатель, это не нравится. Не важно, что вы производите или поставляете — репутационное продвижение жизненно необходимый процесс. Залог выживания — в инфополе. Но не отчаивайтесь! Чтобы узнаваемость и популярность все-таки пришли, дочитайте эту статью до конца, и примените 2-3% из прочитанного.
Ольга Кожуро
маркетолог-стратег, член союза пиарщиков России
Важно понимать, что нужно заниматься управлением репутацией не только тогда, когда организация сталкивается с отрицательными отзывами, публичными критикой или негативными новостями, которые могут нанести ущерб ее репутации. Управление репутацией необходимо всем, кто хочет активно строить свою имиджевую политику, привлекать и удерживать клиентов, развивать свою брендовую позицию и конкурентные преимущества.
Цели и задачи репутационного менеджмента
Его основная цель — обозначить присутствие фирмы в сети и создать положительное впечатление у потребителей. Менеджмент позволяет решить множество проблем и задач:
- проработать антикризисный план действий,
- управлять общественным мнением,
- контролировать и отрабатывать критику,
- увеличить лояльность,
- нивелировать негативную тональность в выдаче поисковиков,
- побуждать оставлять хорошие отзывы,
- поиск адвокатов бренда и амбассадоров.
Как управление репутацией влияет на бизнес-показатели
По данным BrightLocal, 82% покупателей принимают решение о покупке на основе отзывов. А согласно исследованию Claire Beaumont, 49% организаций пострадали от отрицательного освещения в прессе.
Поэтому ответ — только положительно. В первую очередь, менеджмент влияет на ROMI, возврат инвестиций на привлечении клиентов и сотрудников. Чем показатель выше, тем эффективнее кампания. На вакансии откликается больше сотрудников, целевая аудитория охотнее соглашается стать платящей, а потенциальные партнеры — запустить совместные проекты.
Во вторую — ваша уверенность в завтрашнем дне, что немаловажно для продуктивной работы. Чем больше позитивных комментариев, статей и мнений о компании, тем выше лояльность к бизнесу внутри и снаружи. Помните, что даже одно негативное суждение может напрочь стереть усилия.
Основы репутационного продвижения
Работать необходимо сразу в нескольких направлениях. Захватывается обширный отрезок времени: устаревшие упоминания, текущие мнения, перспективное развитие. Все вопросы управления держатся в фокусе и курируются одномоментно.
Мониторинг инфополя в интернете
Может быть автоматический — с использованием платных инструментов, или ручной. Перед аудитом составьте список ключевых фраз, по которым клиенты ищут организацию. Как правило, они содержать брендовый запрос, например *название бренда/продукта* или *ФИО* руководителя + слова:
- отзывы,
- отзывы сотрудников,
- отзывы клиентов,
- обман,
- разоблачение.
Необходимо отслеживать все сайты, где целевая аудитория делится личным опытом: отзовики, блоги, тематические форумы, социальные сети, карты, справочники.
Для автоматического поиска можно использовать платные инструменты Serpstat, SemRush, Keyword Tool. Но это совершенно не обязательно — бесплатные не менее эффективны. Самые популярные среди них: Google Alerts и ручной мониторинг.
Ручной аудит не так сложен — если у вас нет активной стадии конфликта, достаточно проверять выдачу раз в две-три недели. Заходить на карточки организации и читать отзывы о себе. Например, глава Apple, корпорации ценой в $3 трлн, начинает свой день с прочтения писем клиентов. Если у вас есть бюджет и количество новых упоминаний более 20 в день, подключите Brand Analytics или PressIndex (мы сами пользуемся этими сервисами и можем их рекомендовать). Обязательно выборочно вручную проверяйте выдачу раз в месяц или неделю. Сервисы редко, но могут что то упустить или не заметить.
Возьмите на заметку
Чтобы эффективно отслеживать упоминания, воспользуйтесь нашим шаблоном для ручного мониторинга — он поможет быстро определить негатив и сравнить соотношение позитивных и отрицательных ссылок. Инструкция к шаблону.
Работа с отзывами и публикациями
После того, как вы проанализировали тональность, на все новые комментарии и посты нужно ответить. Даже если они положительные — важно продемонстрировать внимание со стороны бренда и поблагодарить за обратную связь. Это повышает лояльность и укрепляет эмоциональную связь с брендом, а значит — вероятность, что клиент вернется за покупками вновь или порекомендует вас друзьям, выше.
Сейчас бренды стараются взаимодействовать с аудиторией на как можно большем количестве площадок — отвечают на Reels и Shorts, пишут комментарии под постами в ВКонтакте и Telegram. Такая тактика решает сразу две задачи — клиент получает обратную связь, компания — дополнительный охват за счет пользовательского контента.
SERM и ORM
ORM — это стратегия управления общественным мнением в сети. SERM — контроль поисковой выдачи (SEO), часть маркетинговой стратегии продвижения положительного образа.
Реагирование на негатив
Чтобы не допустить эскалации конфликта с клиентом, нужно вовремя реагировать на критику. Для этого:
- Предложите исправить ситуацию. Если негативные упоминания вызваны настоящей проблемой, нужно ее решить. Ответ должен быть корректным и не шаблонным.
- Сохраняйте вежливость. Оставленный отзыв, содержащий недостоверный материал о сервисе обслуживания, тоже требует ответа.
- Удалите негатив, чтобы он не сказался на репутации. Если в интернете о вас одномоментно появилось много негатива — возможно, это фейковые отзывы и даже информационная атака конкурентов. Такие материалы лучше всего полностью устранить, чтобы сохранить доверие клиентов. Удаляют также и устаревшую критику — она может попадаться в выдаче.
Этапы управления репутацией
Защита положительного имиджа состоит из нескольких этапов. Стоит придерживаться каждого из них, чтобы достичь необходимого результата:
- Отслеживание показателей. Определяется текущий образ бренда и мнение пользователей в интернете. Собираются все публикации и упоминания о бренде.
- Анализ ситуации. Учитываются показатели выдачи поисковой системы по запросам.
- Работа с отзывами. Формируются ответы на все категории отзывов. Клевета удаляется.
- Выбор подходящих платформ. Составляется список сайтов, социальных сетей по релевантности и посещаемости клиентами. На них будут размещаться положительные мнения.
- Поддержание рейтинга. Изучение позиций и подбор эффективных методов для создания положительного впечатления у пользователей.
Фиксации результатов в менеджменте нет. Это вечный процесс, требующий постоянного контроля. Если провести параллель с продвижением сайта — недостаточно один раз вывести ресурс в топ, позиции необходимо постоянно поддерживать. Без регулярного наполнения, продвижения и чистки от спама хорошая выдача долго не удержится. Так и в PR — это работа, которая выполняется на протяжении всей деятельности бизнеса.
Иван Кулаков
собственник и основатель федеральной сети магазинов «Полигон»
Укреплению репутации особенно способствует активное участие в социально значимых проектах, забота о окружающей среде, поддержка благотворительных программ. Также важно проводить систематический мониторинг обратной связи, отзывов клиентов, анализировать прессу и социальные медиа для оценки общественного мнения о компании. Это помогает оперативно реагировать на изменения в репутации и корректировать стратегию. И, конечно, большое значение имеет грамотное управление кризисами — честное признание ошибок и быстрая реакция на негативные ситуации.
Репутационный менеджмент и PR
PR и reputation management взаимосвязаны. Тактики, которые используются в public relations, можно успешно совмещать с SERM и ORM:
- Разработка сайта. Необходим в качестве «лица» бренда. Делается информативным и интуитивно понятным. Помогает вести прямой диалог с клиентом в реальном времени.
- Социальные медиа. Для всего персонала разрабатываются правила поведения в социальных сетях.
- Разработка антикризисной стратегии. Должен быть разработан антикризисный план. Несколько проработанных сценариев снизят риски резкого спада объемов продаж и массовых увольнений.
- СМИ. Сотрудничество с крупными новостными сайтами станет большим бонусом при опровержении ложной информации.
Для управления положительным имиджем бренда активно привлекается PR-консультант. Специалист скорректирует стратегию продвижения организации и подскажет эффективные сервисы и методы с лучшей окупаемостью инвестиций.
Оценка деловой репутации
Чтобы понимать, как видят бизнес другие, необходима оценка, насколько хороша деловая репутация. Проводится исследование восприятия клиента, партнеров, поставщиков, инвесторов, госорганов и т.д.
Составляется подробный отчет, который поможет корректировать методы продвижения бренда. Заказать услугу лучше у специалистов, которые также составят прогноз и рекомендации.
Часто задаваемые вопросы
-
Какие проблемы решает репутационный менеджмент?
Хороший рейтинг повышает лояльность клиентов и партнеров. Закрепляются долгосрочные отношения и уменьшается воздействие негативных упоминаний. Снижаются затраты на маркетинг — положительный образ вызывает доверие даже к новым товарам.
-
Кто в компании должен заниматься ORM?
Продвижение компании на рынке могут заниматься маркетологи, PR- и ORM-специалисты. Они работает вместе с контент-менеджером, дизайнером, SEO, копирайтером.
-
Какие преимущества AORM-маркетинга для бизнеса?
Антикризисный ORM позволяет нивелировать негатив, сделав упор на позитивный контент. Стратегия направлена на смещение фокуса внимания с плохой выдачи в хорошую. То есть пользователь при вводе определенного запроса получает массу положительной информации, в которой деструктив тонет.
-
Как понять, что нужно нанимать специалиста?
Необходимо провести первичный аудит выдачи по запросам или воспользоваться специальным инструментом — репутационный калькулятор. На основании полученных результатов делать выводы и принимать решение. Если о бренде мало говорят или пишут плохо — пора приступать к продвижению.