голунов

Методы сбора информации: в журналистике и ремувинге Отчёт с лекции Ивана Голунова в Казани

Что общего у специалиста по удалению и Ивана Голунова? Мышление вне рамок, желание докопаться до истины и много чего ещё.

Мы сходили на лекцию Ивана Голунова по методам сбора информации в журналистике и обнаружили много схожего с работой наших специалистов по удалению. Что именно и как это помогает легально защищать репутацию — узнаете в материале.

Да, фото получились мутные. Зато тёплые и душевные

Да, фото получились мутные. Зато тёплые и душевные

План статьи

  • Схожие профессиональные качества
  • Сбор информации из открытых источников на продвинутом уровне
  • Секретное оружие — соцсети
  • Методы сбора информации в журналистике ничто без обоснованных сомнений
  • Поиск неочевидных связей и источников

Схожие профессиональные качества

В основе ремесла журналиста и специалиста по удалению — стремление докопаться до истины, найти то, что скрыто

В основе ремесла журналиста и специалиста по удалению — стремление докопаться до истины, найти то, что скрыто

У нас нет волшебного ластика, способного стереть что угодно откуда угодно. Вряд ли он вообще у кого-то есть. Тогда как мы удаляем информацию? Ответ прост: ищем пути разрешения конфликта и договариваемся с автором негатива. На момент написания этих строк мы удалили больше 2 тыс. ссылок.

Специалист по удалению — переговорщик, психолог и тонкий знаток человеческой натуры. В определённой степени его можно назвать траблшутером, специалистом, помогающим сторонам урегулировать конфликт.

Дело в том, что реальный негатив не появляется на ровном месте. За ним всегда стоит история: испорченный вечер, перепутанная посылка, сломанный автомобиль и т. д. Этот конфликт разрешает специалист по удалению. Если вопрос урегулирован, то и негативный пост не нужен — автор удаляет его сам. Поэтому мы даём на нашу работу пожизненную гарантию.

У настоящего журналиста и специалиста по удалению одинаковая профчерта — разностороннее и внесистемное мышление.

У специалиста по удалению есть собственный чеклист для работы. Делимся им с вами:

  1. Понять, как видит конфликт каждая сторона.
  2. Определить мотивацию каждой стороны.
  3. Узнать, чем стороны готовы пожертвовать.
  4. Найти верный подход к началу переговоров.
  5. Соблюсти баланс.

Чтобы эти пункты сработали, нужно узнать как можно больше информации. На этом этапе работа наших специалистов схожа с методами сбора информации в журналистике.

Сбор информации из открытых источников на продвинутом уровне

И.Голунов

Иван Голунов

журналист

В России довольно прозрачные информационные системы. Во многих других странах чтобы получить данные о владельцах той или иной компании, нужно предпринимать много разных странных усилий. В России это можно сделать в режиме онлайн.

Методы сбора информации в журналистике базируются на том, что нужная информация где-то лежит. Осталось её найти и сопоставить с другими данными

Методы сбора информации в журналистике базируются на том, что нужная информация где-то лежит. Осталось её найти и сопоставить с другими данными

Есть такое понятие — разведка на основе открытых источников. Она же OSINT. Инструменты для его эффективного использования есть у всех пользователей интернета.

Мир устроен так, что человек оставляет цифровой след. Его можно частично стереть, но какие-то обрывки информации всё равно остаются. Они-то и «всплывают» в самых неочевидных местах.

Был кейс с анонимным негативщиком. Он распространял слухи о компании с анонимного аккаунта и был уверен, что его никто не найдёт. Однако тарабарщина в никнейме привела к электронному адресу, который «засветился» на Авито. Это было архивное объявление о продаже автомобиля, в котором указали его VIN-код. По нему нашли бывшего владельца, который — вот совпадение — раньше работал в компании, о которой теперь писал негатив.

Нельзя точно сказать, где найдёшь нужную информацию, но люди всегда оставляют следы. В методологии сбора данных подсказкой может стать что угодно — даже сообщение на форуме. Главных анонимов Рунета — Незыгаря и Сталингулага — вычисляли по таким следам.

Секретное оружие — соцсети

И.Голунов

Иван Голунов

журналист

Люди в соцсетях сообщают о себе много лишней информации.

Что делать, если поиск не даёт результатов? Методология сбора данных подсказывает: надо посмотреть в другом месте — соцсетях. По большому счёту это интернет внутри интернета. Поэтому поиск в соцсетях выделяют в отдельную категорию.

Какие бывают источники информации? В зависимости от ситуации источником информации может стать что угодно

Какие бывают источники информации? В зависимости от ситуации источником информации может стать что угодно

Постоянные пользователи соцсетей быстро забывают, что писали год назад, с кем их отмечали на фотографиях, на какие группы они подписаны. Всё это — крупицы данных, которые вместе раскрывают личность человека.

Бывает, начинаешь устанавливать контакт с человеком, а он возмущается, откуда о нём столько известно. Иногда угрожают судебным делом из-за «взлома». В ответ мы присылаем конкретные ссылки, где он оставил свой адрес и номер телефона. Всё это открытая информация, которой человек поделился по своей воле.

Чтобы убедиться в силе соцсетей, достаточно почитать новости. С помощью соцсетей приставы вычисляют должников, Госавтоинспекция ловит нарушителей, защитники животных находят браконьеров, а журналисты узнают о приезде президента раньше его охраны.

Методы сбора информации в журналистике ничто без обоснованных сомнений

И.Голунов

Иван Голунов

Всегда, общаясь со всеми, задаю себе вопрос: почему люди рассказывают это мне? В чём их мотивация?

У каждой стороны конфликта есть свои интересы, и предельно важно их понимать. Допустим, предприниматель хочет убрать негативный отзыв, но чего в действительности хочет автор? А до конца ли честен предприниматель? Всё это необходимо проверить.

Вы не представляете, сколько конфликтов можно было избежать, вовремя извинившись

Вы не представляете, сколько конфликтов можно было избежать, вовремя извинившись

В репутационном менеджменте вопрос этики всегда актуален. Одно дело, когда компания испытывала проблемы в прошлом и теперь расплачивается за них. Совершенно другой разговор, когда проблемы игнорируются, а бизнес хочет просто стирать негатив по мере появления. В последнем случае компания вряд ли будет искренна со специалистом по удалению.

Сомнения и перепроверки особенно важны, когда речь идёт о конфликте бывших партнёров по бизнесу или сотрудников. Бывает очень трудно раскусить истинную мотивацию. Впрочем, здесь поможет терпение.

Интернет — сообщество со своими диалектами, правилами и восприятием. Его нужно воспринимать именно как сообщество, с которым можно договориться. Мы должны быть в диалоге, понимать мотивации и помыслы.

Поиск неочевидных связей и источников

И.Голунов

Иван Голунов

журналист

Всегда есть какие-то обиженные люди, которые могут рассказать больше.

Конфликт интересов, старые обиды или разговоры случайных людей — всё это события, которые порождают потенциальные источники информации. Они нужны не всегда, но в сложных ситуациях без них никак.

Принцип сомнения, проверки и уточнения относится и к дополнительным источникам информации

Принцип сомнения, проверки и уточнения относится и к дополнительным источникам информации

Методы сбора информации в журналистике требуют дополнительные источники, если приходится иметь дело с затянувшимся конфликтом. В этом случае стороны могут давно забыть, кто кому должен и из-за чего всё началось. Чтобы прояснить ситуацию, нужно мнение со стороны.

Специалист по удалению обязан следить не только за достижением перемирия, но и за собственной репутацией. Если его заподозрят в скрытом лоббировании, диалог закончится.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.