Клевета в интернете. Как удалить самостоятельно?

Клевету в интернете может написать кто угодно. Спорить с троллями и анонимами бессмысленно, угрожать законом – тоже. Лучше переговорить с руководством сайта, на котором выложили лживую информацию. 

Клевета в интернете. Юридические тонкости

С 13 октября 2018 года в России действует наказание за распространение клеветы в интернете. Это прописано в статье 315 УК РФ. За публикацию заведомо ложных сведений предусмотрено административное наказание. Если гражданин отказывается удалять свой пост или выложил новую информацию, ему грозит уголовная ответственность.

За распространение клеветы в интернете гражданин рискует заплатить штраф в размере 50 тысяч рублей или отработать 240 часов. Представители организаций, государственные и муниципальные служащие наказываются строже. Им могут назначить выплату штрафа до 200 тысяч рублей или лишить права занимать определенные должности на срок до пяти лет.

Одним штрафом распространитель клеветы не отделается. В большинстве дел потерпевшая сторона брала компенсацию морального вреда. Она в несколько раз превышала размер штрафа.

фото клевета в интернете

Важный момент – по статье 315 «Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта» могут привлечь к ответственности только за нарушение судебного акта. За клевету как таковую привлекают по специальной статье 128.1 УК РФ. Так, в Липецкой области суд приговорил женщину выплатить штраф 20 тысяч рублей и компенсацию морального вреда в размере 100 тысяч рублей. Виновная в течение двух лет создавала в социальных сетях фейковые аккаунты и распространяла ложные сведения о потерпевшей, приписывала ей многократную супружескую измену.

При обращении в полицию требуется предоставить доказательство клеветы в интернете, то есть скриншот и ссылку. Законодательство не знает понятия «скриншот», поэтому на него распространяется правило относимости. Чтобы снимок экрана приняли, его необходимо заверить у нотариуса и приложить к протоколу.

Как решить вопрос с клеветой до суда

Наказание за распространение ложных сведений становится всё строже. Выплатить штраф могут как авторы клеветы, так и площадки, разместившие её. Поэтому компании способны самостоятельно сделать первые шаги по удалению клеветы.

Google, Яндекс и другие поисковики принимают жалобы пользователей на неверную информацию. При этом поясняют – они не в силах удалить контент с сайта. Для этого придётся общаться с администрацией портала. Конструктивный диалог поможет решить большинство проблем. Сегодня сайты отдают часть контента на откуп своим пользователям, поэтому администрация могла просто не заметить фейковую информацию.

Руководитель PR-отдела группы компаний «Серконс» Ирина Чухнина регулярно сталкивается с ложной информацией в интернете. Она выработала алгоритм взаимодействия с различными площадками и пользуется им в работе.

Ирина Чухнина

руководитель PR-отдела ГК «Серконс»

Отвечая за PR в компаниях, которые занимают ведущие позиции на высококонкурентных рынках, я постоянно сталкивалась с недобросовестными действиями конкурентов. Борьба с анонимными вбросами, фейковыми комментариями, отзывами и даже системно спланированными кампаниями по очернению репутации была частью ежедневной работы.

В целом удаление заказных отзывов с различных интернет-площадок, справочников и пабликов в социальных сетях не представляет сложности, но требует небольшой подготовки. Онлайн-справочники готовы удалить негативный отзыв или комментарий после пояснительного письма с разумными аргументами. Администраторы массовых пабликов обычно удаляют негативный пост (репост) либо комментарии к нему сразу после получения претензии со ссылками на законодательство о деловой репутации.

Со СМИ немного сложнее. Как правило, если средство массовой информации публикует заведомо недостоверные сведения о той или иной компании, его услуги и потенциальные судебные издержки уже оплачены, поэтому в этой ситуации нужно искать и подключать другие инструменты влияния. Главное, на мой взгляд, не оплачивать СМИ удаление такого материала, иначе недобросовестное издание войдет во вкус, а компания окажется в очень затруднительном положении.

Руководители порталов несут ответственность за информацию, размещённую на их ресурсе. Если владелец сайта не знал о размещении клеветы на его портале, это не освобождает от ответственности. Юристы объясняют практику так: без интернет-ресурса массовое распространение клеветы не было бы возможным. Следовательно, владелец сайта косвенно является соучастником противоправного деяния. В его интересах удалить клевету и не доводить дело до судебного разбирательства.

Трудности при удалении клеветы

Удаление клеветы в интернете затруднено анонимностью, которой пользуются владельцы сообществ в социальных сетях. С сайтами несколько проще – в их случае реально узнать имя хостера и переговорить с ним. Однако максимум, что сделает хостер – передаст пожелание реальному владельцу сайта. Влиять на контент он не способен.

В случае полного молчания владельца сайта придётся идти в суд. Если там признают размещённую информацию недостоверной, в дело вступит Федеральная служба судебных приставов. Они вынесут предписание сайту с просьбой удалить клевету. В противном случае страницу заблокирует Роскомнадзор.

фото клевета в интернете

Ошибочно полагать, что поисковики вроде Google и Яндекс помогут справиться с клеветой. В их компетенции убрать ссылку на клевету из выдачи. Даже это проходит с трудом. Яндекс удаляет из выдачи 37 % запрашиваемых страниц, а Google самостоятельно решает, является ли представленная информация общественно значимой. Если да, страницу оставят на месте.

Директор по развитию группы специализированных офтальмологических центров SMILE EYES:) Augenklinik Moskau Дмитрий Сагоненко столкнулся со странной политикой некоторых сервисов касательно удаления клеветы в интернете.

Дмитрий Сагоненко

директор по развитию SMILE EYES:) Augenklinik Moskau

Работа с репутацией в интернете показала, что наиболее конструктивный подход в плане арбитража фейковых отзывов среди популярных отзовиков имеет площадка zoon.ru, которая готова рассматривать доводы компаний и уточнять обстоятельства у оставивших отзывы людей.

Что касается самой проблемной площадки – это, на мой взгляд, Яндекс-Карты. Обращались в службу поддержки с указанием, что подряд размещены 3 абсолютно одинаковых негативных отзыва с разных аккаунтов. Человек или робот ответил: «Мы рассмотрели Вашу жалобу на отзыв и заключили, что он выражает субъективную оценку Пользователя относительно услуг организации…». При этом когда мы попросили реальных пациентов разместить свое мнение о нашей клинике, данные отзывы нещадно удалялись, а ответ на жалобу уже по этому поводу был стандартным: «Отзыв отклонен автоматической системой фильтрации». Вот такой вот искусственный интеллект.

Спустя пару месяцев после описанной ситуации искусственный интеллект (а может быть и модератор, ручками) удалил все имеющиеся отзывы о клинике (отрицательные, нейтральные и положительные) по своей, никому не ведомой причине.

Остальные популярные интернет-площадки занимают промежуточную позицию: где-то можно переписываться со службой поддержки по-человечески, где-то грозить юридическим преследованием за клевету (в том числе блокировкой сайта на время судебного разбирательства). По крайней мере, ситуации, когда удаляют отзывы реальных пациентов на других площадках, кроме Яндекса, мы не наблюдаем – это помогает сглаживать эффект от чёрного PR недоброжелателей.

Альтернативный метод удаления

Не всегда получается удалить клевету самостоятельно. Идти в суд тоже не хочется – это долго, дорого и потенциально способно привести к огласке. Даже при решении суда ничто не мешает авторам негатива включить VPN и распространить клевету через новые аккаунты.

«Репутация. Москва» поможет удалить лживую информацию с гарантией. К работе подключатся специалисты по удалению информации и конфликтологии, переговорщики и юристы. Мы легально и безопасно удалили 700+ веб-страниц с негативом и 2000+ отрицательных отзывов. Решим проблему в корне на любой площадке.

Рейтинг 5/5 (1 голосов)
Полезная информация? Оцените статью
Комментариев нет

Ответ

Ваш Email останется в секрете. *

Слишком короткое имя